←предыдущая следующая→
1 2 3
В начале марта 1989 года в возрасте 54 лет от рака скон-
чался Джон Патьерно. До момента смерти его имя оставалось
неизвестным широкой публике, хотя, бесспорно, он был выдаю-
щимся инженером-конструктором. Но Патьерно работал над со-
вершенно секретным проектом. Именно под его руководством
создан В-2 - "Бомбардировщик 21 века", - "Невидимый" для
радиолокаторов, как утверждают в Пентагоне.
Впервые самолет продемонстрировали американским высоко-
поставленным лицам и избранным представителям прессы в но-
ябре 1988 года. Однако, Патьерно так и не увидел свое дети-
ще в воздухе. Сроки взлета "чуда" неоднократно переноси-
лись. Позднее было объявлено, что первый полет В-2 состоит-
ся в июле.
Джон Патьерно - продолжатель дела знаменитого американс-
кого авиаконструктора Джона Нордропа, сконструировавшего
несколько самолетов-рекордсменов. На его "Сириусе" Чальз
Линдберг совершил в 1931 году перелет из Нор-Хейвена (США)
через Канаду, Аляску, Комчатку, Курилы и Японию в Китай. В
1932 году Амелия Иерхард на "Веге" первая среди женщин в
одиночку пересекла Атлантику. Потом была скоростная "Альфа"
- самолет, оказавший влияние на все мировое авиастроение. В
1939 году в Калифорнии была зарегистрирована компания
"Нордроп эйркрафт".
В годы войны на "Нордроп" посыпались заказы. С конвейеров
стали сходить ночные истребители и фоторазветчики. "Норд-
роп" постоянно искал и внедрял новинки. Конструктора зани-
мала такая проблема, как увеличение дальности полета. Норд-
роп пришел к такому выводу, что наиболее подходящим вариан-
том для увеличения радиуса действия самолетов является схе-
ма типа "летающее крыло". Она позволяет уменьшить лобовое
сопротивление и снизить массу летательного аппарата, а
внутри крыла разместить двигатели и полезную нагрузку. В
1941 году экспериментальное "летающее крыло" NIM выкатили
на аэродром. Испытания NIM и более поздней модели N9M прив-
лекли внимание военного ведомства. Фирма получила заказ на
создание тяжелого бомбардировщика ХВ-35. К тому времени,
когда пилот М.Стэнли в июне 1946 года поднял в воздух 4х
моторный ХВ-35, война закончилась. Но на смену войне "горя-
чей" приходила война "холодная". "Доктрина Трумана" и стра-
тегия "ядерного устрашения" требовали наращивания ударной
мощи США. Ее основу составляла бомбардировочная авиация.
Вот почему три ХВ-35 спешно переоснастили реактивными дви-
гателями. Машины получили марку YB-49. В октябре один из
YB-49 перелетел с калифорнийской базы Мюрок Лейк в Вашинг-
тон, покрыв расстояние в 3630 киломметров со средней ско-
ростью 822 км/ч. Последующие испытания завершились траги-
чески. 5 июня 1948 года капитан Глэн Эдвардс, проверяя са-
молет на боковую устойчивость, не справился с управлением.
Бомбардировщик стал терять высоту и разбился. Экипаж погиб.
Второй YВ-49 потерпел катострофу при взлете.
Пентагон решил не испытывать судьбу и отказаться от заку-
пок YB-49.
Неудача ударила по престижу "Нордропа" но не обескуражила
его. Он увлекся очередной идеей - создал для ВВС первую
крылатую ракету большой дальности "СНАРК". Однако проект
опередил свое время: из за неполадок в системе наведения
ракета в серию не пошла. Среди новичков, оказавшихся во
главе "Нордроп Корпорейшен", был и Томас Виктор Джоунс, ус-
певший к тому времени поработать в "Дуглас эйркрафт" и Пен-
тагоне. Карьера Джоунса в "Нордроп" развивалась стремитель-
но. В 1959 году он уже президент фирмы, а позже заполучил и
пост председателя совета директоров.
Джоунс не стал гоняться за амбициозными проектами. Он
сделал ставку на сравнительно дешевый легкий истребитель
F-5, который в скоре вышел в рекордсмены по экспортным пос-
тавкам: свыше трех тысяч истребителей и его учебных вариан-
тов были закуплены 32мя странами. Недаром за Томасо Джоун-
сом закрепилась слава "гения маркетинга".
Правда, в начале 70х годов выяснились просто потрясающие
факты о методах воздейсвия на клиентов "калифорнийского ге-
ния". Он их подкупал. Только за 1971-73 годы корпорация
"Нордроп" пустила на взятки 30 миллионов долларов. Короли и
министры, генералы и руководители спец служб, известные по-
литические деятели и дипломаты оказались в петле долларово-
го лассо, ловко брошенного рукой мистера Джоунса.
Скандал разразился изрядный. Но "гений" выкрутился. Он,
во-первых, заложил своих коллег из других корпораций, кото-
рые тоже прибегали к подкупу. Во-вторых, обратился за по-
мощью к влиятельным покровителям (тогда хозяином Белого До-
ма был приятель министра Джоунса - Ричард Никсон).
В сою очередь Никсон обратил свой взгляд на главу "Норд-
роп корпорэйшн", когда сам попал в беду.
Долг платежом красен. И Джоунс с рыцарской щедростью пе-
редал помошнику президента 150 тысяч долларов на оплату ус-
луг адвокатов, защищавших в суде Уотергейтских взломщиков.
Деньги однако не спасли Никсона от позора и отставки.
А мистер Джоунс по-прежнему на коне, хотя в 1975 году его
не на долго отстраняли от руководства корпорацией. Вскоре
восстановили на посту председателя совета директоров. Расс-
тущие доходы спасли "гения".
После волны неурядиц свет в конце тоннеля для "Нордроп"
забрежил в тот момент, когда администрация Дж.Картера уда-
рила в милитаристские литавры. Тогда-то и появила программа
Stealth. Программа предусматривала создание бомбардировщи-
ка, который призван "изменить военный баланс" в пользу США,
а так же разработку других самолетов и крылатых ракет, не-
видимых для радиолакаторов противника. Этого намеревались
добится путем применения поглощающих радиоволны материалов
обшивки и "зализанных" конструкций планеров летательны ап-
паратов.
Собственно, "невидимки" к тому времени уже создавались.
Локхидовский конструктор Кларенс Джонсон работал над проек-
том истребителя F-117. Вскоре он пошел на конвейер. Однако
в Пентагоне новое оружие держали под строжайшим секретом.
Резонно опасались оглашать и стоимость машины. Она шокирует
- 119 миллионов долларов за штуку. А их построено 52.
Из за необычности конструкции аэроплан получился неизящ-
ным. Он чем то смахивает на "летающую лягушку". При пилоти-
ровании возникают трудности с управление. По меньшей мере
три машины разбились.
По сравнению с "замарашкой" F-117 "Нордроповский" В-2
выглядит элегантно. "Летающее крыло", напоминающее буме-
ранг, поражает чистотой линий. Золотом мерцает остекление
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|