←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
под бомбами, в холод, стужу сибирских зим
один за другим были пущены заводы-дублеры. Уточнялись, упрощались
технологии, находили применение новые виды материалов /не в ущерб ка-
честву/, за станки встали женщины и подростки.
Для фронта имели свое значение и поставки по ленд-лизу. На протя-
жении всей второй мировой войны самолетов было поставлено 4-5 процен-
тов общего производства самолетов и другого вооружения, произведенно-
го в США. Однако, ряд материалов, и оборудования поставляемых США,
Англией,был уникален и незаменим для России /лаки, краски, др.хими-
ческие вещества, приборы, инструменты, оборудование, медикаменты и
т.д./, что нельзя охарактеризовать, как "малозначимое" или второсте-
пенное.
7. Положение улучшается
Перелом в работе отечественных авиазаводов наступил примерно к
марту 1942 г. Одновременно с этим рос боевой опыт наших летчиков.
Только за период с 19 ноября по 31 декабря 1942 года в боях за Ста-
линград люфтваффе лишились 3000 боевых самолетов. Наша авиация стала
действовать более активно и показала всю свою боевую мощь на Северном
- 10 -
Кавказе. Появились Герои Советского Союза. Это звание присваивалось
как за сбитые самолеты, так и за количество боевых вылетов.
В СССР была образована эскадрилья "Нормандия-Неман", укомплекто-
ванная добровольцами -французами. Летчики воевала на самолетах ЯК.
Среднемесячное производство самолетов поднялось с 2,1 тыс. в
1942 году до 2,9 тыс. в 1943 году. Всего в 1943 году промышленность
выпустила 35 тыс. самолетов на 37 процентов больше, чем в 1942 году.
В 1943 году заводы изготовили 49 тыс. моторов, почти на 11 тыс. боль-
ше,чем ыв 1942 году.
Еще в 1942 году СССР перегнал Германию в выпуске самолетов - ска-
зались героические усилия наших специалистов и рабочих и "успокоен-
ность" или неготовность Германии, не мобилизовавшей заранее промыш-
ленность под условия войны.
8. Завершение войны
В Курском сражении летом 1943 года Германия применяла значитель-
ные количества авиатехники, однако мощь ВВС впервые обеспечила гос-
подство в воздухе. Так, например, только в течение часа в один из
дней операции наносился удар силой 411 самолетов и так тремя волнами
в течение дня.
К 1944 году фронт получал около 100 самолетов ежедневно, в т.ч.
40 истребителей.
Модернизировались основные боевые машины. Появились самолеты с
улучшенными боевыми качествами ЯК-3, ПЕ-2, ЯК 9Т,Д, ЛА-5, ИЛ-10.
Немецкие конструкторы также модернизировали самолеты. Появились
"Ме-109Ф,Г,Г2" и т.д.
К концу войны появилась проблема увеличения дальности истреби-
тельной авиации - аэродромы не успевали за фронтом. Конструкторы
предложили установку дополнительных бензобаков на самолетах, начало
применяться и реактивное оружие. Развивалась радиосвязь, в ПВО нашла
применение радиолокация. Все сильнее наносились бомбовые удары. Так,
17 апреля 1945 года бомбардировщики 18 воздушной армии в районе Ке-
- 11 -
нигсберга за 45 минут произвели 516 боевых вылетов и сбросили 3743
бомбы общим весом 550 т.
В воздушной битве за Берлин со стороны противника приняло участие
1500 болевых самолетов, базирующихся на 40 аэродромах под Берлином. В
истории это - самое самолетонасыщенное воздушное сражение, при этом
следует учесть высочайший уровень боевой подготовки обеих сторон. В
"Люфтваффе" воевали асы, сбившие по 100,150 и более самолетов /рекорд
- 300 сбитых боевых самолета/.
В конце войны немцы применили реактивную авиацию, значительно
превосходившую винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./. Тем не ме-
нее и это не помогло. Наши летчики в Берлине совершили 17,5 тыс. бое-
вых вылетов и полностью разгромили немецкий воздушный флот.
9. Анализ отечественной и зарубежной авиационной техники периода
войны
Анализируя военный опыт можно заключить, что наши самолеты, раз-
работанные в период 1939-1940 г.г. располагали конструктивными резер-
вами для последующей модернизации. Попутно следует отметить, что в
СССР не все типы самолетов принимались на вооружение. Например в ок-
тябре 1941 года было прекращено производство истребителей МиГ-3, а в
1943 году - бомбардировщиков ИЛ-4.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735 само-
летов. В тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных предпри-
ятий выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900 самолетов, за
1944 год - 40 300 самолетов, за первую половину 1945 года выпущено
20900 самолетов. Уже весной 1942 года все заводы, эвакуированные из
центральных областей СССР за Урал и в Сибирь, полностью освоили про-
изводство авиационной техники и вооружений. Большинство этих заводов
на новых местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в несколько раз
больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами покорен-
ных стран. За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самоле-
- 12 -
тов, а наши заводы давали в тот же период 33,2 тысячи самолетов. В
1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила технику к
завершающим боям. Так, Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший
во время войны 15 тысяч истребителей, в январе-марте 1945 года пере-
дал фронту 1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС
имели 8818 боевых самолетов, а немецкие - 3073. По числу самолетов
СССР превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944 года ВВС Германии
имели на фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К на-
чалу января 1945 года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов. Конс-
трукция наших самолетов была гораздо проще чем американских, немецких
или английских машин. Это отчасти и объясняет такое явное преимущест-
во по числу самолетов. К сожалению не удается сделать сравнение на-
дежности, долговечности и прочности наших и немецких самолетов, а
также произвести анализ тактического и стратегического применения
авиации в войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти сравнения были бы не в
нашу пользу и условно уменьшили бы такую разительную разницу в чис-
ленности. Тем не менее, пожалуй, упрощение конструкции было единс-
твенным выходом при отсутствии квалифицированных кадров специалистов,
материалов, оборудования и других компонентов для выпуска надежной и
доброкачественной техники в СССР, тем более, что, к сожалению, в рос-
сийской армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. в 1942 году была раз-
работана крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка, позднее появилась
и пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В.Я.Климовым был разработан двигатель М-107 взамен
М-105П, принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Расчитывая на то, что война с Россией, как и война
на Западе, будет молниеносной, Гитлер предполагал после достижения
первых успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а также
необходимое количество самолетов обратно на Запад. На Востоке должны
были остаться авиасоединения, предназначенные для непосредственной
- 13 -
поддержки немецких войск, а также военно-транспортные части и некото-
рое количество истребительных эскадр..."
Немецкие самолеты, созданные в 1935-1936 г.г. в начале войны
возможности коренной модернизации были уже не имели. По мнению не-
мецкого генерала Бутлера "Русские имели то преимущество, что при про-
изводстве вооружения и боеприпасов ими учитывались все особенности
ведения войны в России и максимально обеспечивалась простота техноло-
гии. В результате этого русские заводы выпускали огромное количество
вооружения, которое отличалось большой простотой конструкции. Нау-
читься владеть таким оружием была сравнительно легко..."
Вторая мировая
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|