←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
мировая война полностью подтвердила зрелость отечественной
научно-технической мысли /это, в конечном итоге, обеспечило в даль-
нейшем ускорение внедрения реактивной авиации/.
Тем не менее каждая из стран шла своим путем в конструировании
самолетов.
Авиационная промышленность СССР произвела в 1941 году 15 735 са-
молетов. В тяжелом 1942 году, в условиях эвакуации авиационных предп-
риятий выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900 самолетов, за
1944 год - 40 300 самолетов, за первую половину 1945 года выпущено
20900 самолетов. Уже весной 1942 года все заводы, эвакуированные из
центральных областей СССР за Урал и в Сибирь, полностью освоили про-
изводство авиационной техники и вооружений. Большинство этих заводов
на новых местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в несколько раз
больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных ресурсов ресурсами покорен-
ных стран. За 1944 год немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самоле-
тов, а наши заводы давали в тот же период 33,2 тысячи самолетов. В
1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года авиапромышленность готовила технику к
завершающим боям. Так, Сибирский авиационный завод N 153, выпустивший
во время войны 15 тысяч истребителей, в январе-марте 1945 года пере-
дал фронту 1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К началу 1944 года ВВС
- 14 -
имели 8818 боевых самолетов, а немецкие - 3073. По числу самолетов
СССР превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944 года ВВС Германии
имели на фронте уже только 2776 самолетов, а наши ВВС - 14 787. К на-
чалу января 1945 года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов. Конс-
трукция наших самолетов была гораздо проще чем американских, немецких
или английских машин. Это отчасти и объясняет такое явное преимущест-
во по числу самолетов. К сожалению не удается сделать сравнение на-
дежности, долговечности и прочности наших и немецких самолетов, а
также произвести анализ тактического и стратегического применения
авиации в войне 1941-1945 г.г. По-видимому эти сравнения были бы не в
нашу пользу и условно уменьшили бы такую разительную разницу в чис-
ленности. Тем не менее, пожалуй, упрощение конструкции было единс-
твенным выходом при отсутствии квалифицированных кадров специалистов,
материалов, оборудования и других компонентов для выпуска надежной и
доброкачественной техники в СССР, тем более, что, к сожалению, в рос-
сийской армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное вооружение. в 1942 году была раз-
работана крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка, позднее появилась
и пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В.Я.Климовым был разработан двигатель М-107 взамен
М-105П, принятый для установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Расчитывая на то, что война с Россией, как и война
на Западе, будет молниеносной, Гитлер предполагал после достижения
первых успехов на Востоке перебросить бомбардировочные части, а также
необходимое количество самолетов обратно на Запад. На Востоке должны
были остаться авиасоединения, предназначенные для непосредственной
поддержки немецких войск, а также военно-транспортные части и некото-
ре количество истребительных эскадр..."
9.1. Авиация США
В США в годы войны было выпущено 297 тыс. самолетов /их них для
СССР 14 тысяч/.
- 15 -
Самым известным самолетом США во второй мировой войне был В-17
"Летающая крепость". Этот уникальный по конструкции самолет наряду с
"Либерейтором" составлял основу бомбардировочных сил США. "Летающая
крепость" - сверхтяжелый бомбардировщик дальнего действия. Вес машины
составлял 50 тонн, самолет имел четыре двигателя мощностью по 2 тыс.
л.с. каждый. Такой самолет брал на борт несколько тонн бомб и нес их
на расстояние 2-2,5 тыс. км. Именно такой самолет "Энола Гей" сбросил
первую атомную бомбу на города Японии в 1945 году.
Истребительный флот США представляли "Аэрокобра", "Мустанг" и
"Тандерболт", причем "Айрокобра" с ее модификацией "Кингкобра" наряду
с рядом других западных машин применялась в авиации СССР /трижды Ге-
рой СССР Покрышкин летал на этом самолете/. Нельзя обойти вниманием
самолеты конструкции Сикорского /типа С-47/, составлявшие основу
транспортной авиации многих стран. С-47 "Дуглас" имел скорость 346
км/час, дальность 2400 км и мог поднимать до 25 человек. Этому само-
лету впоследствии была обязана наша гражданская авиация, т.к. на базе
этого самолета был разработан ИЛ-12,затем и ИЛ-14. И.Сикорский - та-
лантливый русский конструктор, эмигрировавший из России в США вскоре
после переворота в октябре 1917 года, до недавнего времени конструи-
ровал самолеты и вертолеты для ВВС США /знаменитый С-130 "Гэлакси"/ и
т.д.
В США была хорошо развита и морская авиация, часть авиации бази-
ровалась на авианосцах.
9.2. Авиация Англии
Англия серьезно перестроила во время войны авиапромышленность. Был
налажен выпуск в большом количестве однометных истребителей "Спит-
файр" /"огневержец"/ со скоростью 585 км/час и "Харрикейн". Было ор-
ганизовано производство бомбардировщиков типа "Ланкастер". Англия
имела на вооружении также бомбардировщики "Галифакс" и "Стирлинг" с
бомбовой нагрузкой 6-7 тонн и максимальной скоростью 450 км/час. Эти
самолеты в основном применялись ночами.
- 16 -
9.3. Авиация Германии
В начальный период войны германская авиационная промышленность
выпускала три основных типа самолетов: "Мессершмитт-109","Юн-
керс-87","Юнкерс-88" и транспортный самолет "Юнкерс-52". В небольшом
количестве строились двухмоторные тяжелые истребители "Мессерш-
митт-110",которые себя мало оправдали,устаревшие бомбардировщики
"Хейнкель-111" и бомбардировщики "Дорнье-217".
В самолетном парке гитлеровской Германии к моменту нападения на
Советский Союз преобладали истребители "Мессершмитт-109", принятые на
вооружение в 1937 году. В течение первых двух лет европейской войны
применялся первоначальный вариант этого самолета,марки "Мессерш-
митт-109Е".Самолет долго не подвергался модернизации.Да в этом и не
было нужды,так как по летно-техническим характеристикам он не уступал
английским самолетам.Необходимость модернизации "Мессершмитт-109"
возникла лишь в 1941 году,после того как немцы встретились с новыми
советскими и модернизированными английскими самолетами. Ме-109 - де-
тище талантливого немецкого конструктора Мессершмитта. К 1942 году
появилась очередная модификация самолета - Ме-109Ф, отличавшаяся бо-
лее совершенными аэродинамическими формами, более мощным мотором и
вооружением. Этот самолет широко применялся в боях под Харьковом, од-
нако обнаружилось, что он уступал советским аналогам.
"Фокке-Вульф-190" с моторами БМВ-801 мощностью 1650 л.с. превос-
ходил по скорости "Ме-109" на 20-30 км/час, но при этом он обладал
меньшей маневренностью и большим весом. В связи с этим преимуществ
практически получено не было.
"Фокке-Вульф-190" вначале был вооружен четырьмя пушками. В ходе
войны добавились еще две огневые точки и установили переднюю и нижнюю
броню, в результате чего все "Фокке-Вульф-190" составил 4 тонны, что
также пошло в ущерб маневренности.
Из немецких бомбардировщиков следует отметить "Хейнкель-111" с
двигателем "Даймлер-Бенц-601". Он поступил на вооружение в 1936 году.
- 17 -
После неоднократный модернизаций его скорость удалось увеличить с 310
до 430 км/час. Из-за малой скорости, невзирая на сильное стрелко-
во-пушечное вооружение, бомбардировщик "Хейнкель-111" без надежной
защиты истребителей как правило терпел поражение в воздухе.
Двухмоторный бомбардировщик "Юнкерс-88" с двигателем водяного ох-
лаждения ЮМО-211 - более совершенный тип бомбардировщика, оставался
до конца
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|