авиаци-
онная, конструкционная".Такой материал раньше промышленность
не производила.Самолеты с новыми бензобаками летчики назвали
непробиваемыми.Создание фибровых баков позволило также эконо-
мить на каждом самолете типа Як-7 и Ил-2 55-56 килограммов ме-
талла.В дальнейшем под руководством ученого А.В.Ермолаева были
созданы и поставлены на самолеты мягкие баки, стенки которых
состояли из резины и ткани.Это еще больше отвечало требованиям
живучести боевых самолетов.Противник же так и не смог заменить
металлические баки на более жизнестойкие.
Наши ученые создали комплекс эмалей песочного, зеленого,
светло-коричневого и других цветов, которые в различных комби-
нациях позволяли комуфлировать самолеты, и они оказывались
"невидимыми" для противника не только с воздуха, но и с земли,
в полете.Особая краска требовалась зимой.Обычную маскировку
выполняли любой краской белого цвета, а вот для недешифрируе-
мых красок необходимы были специальные пигменты, которые в
ультрафиолетовой части спектра давали такое же отражение, как
снежный покров. Они были найдены.
В результате изысканий удалось значительно повысить проч-
ность и надежность сварных соединений, улучшить качество кар-
касов, увеличить производительность труда, поставить дело на
поток.Проводились работы по дальнейшему совершенствованию тех-
нологии изготовления полуфабрикатов высокопрочных сталей.Были
найдены технологические процессы изготовления открытых профи-
лей для лонжеронов вместо применявшихся для этой цели труб.Су-
щественно снизился вес конструкции самолета.В заграничном са-
молетостроении стальных профилей тогда не применяли.
И наконец, об авиабензине.Войну мы начали на бензине
Б-70.А к концу войны пришли к бензину Б-78.Ведь чем выше ка-
чество бензина, тем больше мощность двигателя.
Во время войны был создан целый ряд новых вузов, так как
некоторые авиационные институты эвакуировались в Куйбышев,
Ташкент, другие города.Эти вузы стали в годы войны значитель-
ными базами авиационной науки.В них развернулась широкая науч-
но-исследовательская работа.Вклад ученых в великую битву с фа-
шизмом велик.Без их всесторонней помощи нам не удалось бы
достичь тех высот, каких добилась советская боевая авиация,
превзойдя гитлеровскую.
В 1944 году заводы, производившие самолеты-истребители,
перешли на выпуск еще более совершенных машин.Увеличились мощ-
ность моторов, улучшилась аэродинамика самолетов, значительно
повысилась скорость полета и их маневренность.Основными отли-
чительными особенностями истребителей, сходивших с конвейеров
заводов в это время, были автоматическое управление винтомо-
торной группой, повышение безопасности летчика с помощью уст-
ройства дополнительной бронезащиты.Появился сбрасываемый в по-
лете фонарь, значительно возросла мощь вооружения, улучшились
эксплуатационные качества самолетов.Увеличилась дальность их
полетов, прежде всего за счет изготовления крыла с металли-
ческими лонжеронами, что позволило помещать в них дополнитель-
ные баки с горючим.
Продолжал совершенствоваться штурмовик С.В.Ильюшина.Сна-
чала появился Ил-8, а затем и Ил-10, при создании которого бы-
ли учтены почти все пожелания летчиков и воздушных стрел-
ков.Теперь это был цельнометаллический самолет с более мощным
двигателем, усиленным вооружением и полностью бронированной
кабиной воздушного стрелка.Новая машина имела значительно луч-
шие маневренные качества в сравнении с Ил-2, скорость ее поле-
та превышала прежнюю почти на треть.
В ходе войны немецкие авиаконструкторы попытались постро-
ить самолет, похожий на наш "летающий танк".Однако, у гитле-
ровцев не оказалось ни подходящей конструкции, ни нужного дви-
гателя.В качестве штурмовика противник был вынужден использо-
вать истребитель "Фокке-Вульф-190", который не мог выдержать
сравнения с Ил-2, тем более с Ил-10.
Вносились дальнейшие изменения в основной фронтовой бом-
бардировщик Пе-2.С новейшим двигателем конструкции В.Я.Климова
самолет имел скорость свыше 650 километров в час, что более
чем на 100 километров превышало скорость Пе-2 первых выпусков,
и мог нести до 3 тонн бомб, когда первые образцы поднимали
максимально тонну.
Совершенствованию самолетов способствовали и другие
конструкторы, работавшие в различных областях авиастрое-
ния.А.С.Деренковский, А.С.Пацкан, М.И.Огрызков создали бомбар-
дировочный прицел высокого класса для бомбометания с горизон-
тального полета, впервые автоматически учитывающего высоту и
воздушную скорость полета.На заводе, где мзготовлялись винты
для самолетов, конструкторы во главе с К.И.Ждановым, совер-
шенствуя этот важный агрегат, обеспечили многим боевым маши-
нам, в том числе и штурмовикам, высокие летные данные, хорошую
скороподъемность и незначительный разбег.Создавались и другие
самолетные и моторные агрегаты улучшенной конструкции, в том
числе появился бензиновый насос с эжектором, который позволял
обеспечить надежную работу авиационного двигателя до высоты 13
тысяч метров, нагнетатель для герметических кабин высотных
бомбардировщиков, создававший нормальные условия для экипажа
самолета при полете на больших высотах в течение длительного
времени, автомат переключения скоростей нагнетателя, автомат,
объединяющий управление винтом и газом мотора, что значительно
улучшало эксплуатацию моторов в сложных условиях полета.
Вскоре под руководством В.Н.Челомея стал конструироваться
беспилотный аппарат с "пульсирующим" двигателем.В течение 1943
года эта работа в основном была завершена.Дальнейший толчек
развитию беспилотной техники дало появление у гитлеровцев са-
молетов-снарядов ФАУ-1, которые они в июне 1944 года, после
высадки союзных войск во Франции, впервые применили для ударов
по Англии.И уже в декабре 1944 года десятки отечественных са-
молетов-снарядов были испытаны с помощью самолетов Пе-8, а
позже на самолетах Ту-2, Ту-4.Эффект их применения оказался
чрезвычайно сильным.
В первых же воздушных боях выявилась,например, такая важ-
ная особенность самолета, как его живучесть.Она включала в се-
бя способность самолета, несмотря на полученные повреждения,
продолжать боевые действия или полет.Проверка в реальном бою
показала исключительную живучесть самолета ЛаГГ-3.Осенью 1942
года в небе над Сталинградом появился новый советский истреби-
тель-Ла-5, созданный конструкторским бюро под руководством Ла-
вочкина.С удивительным доверием относился к самолету Ла-5 бу-
дущий трижды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации
И.Н.Кожедуб.В 1944 году И.Н.Кожедуб пересел с Ла-5 на Ла-7и
сбил еще 17 вражеских машин.Легко управляемый Ла-5 развивал
скорость на 40-50 километров в час больше германского истреби-
теля Ме-109.С появлением Ла-5 решалась проблема большой госу-
дарственной важности, так как на нем стоял двигатель не во-
дянрго, а воздушного охлаждения.Ко времени битвы на Курской
дуге гитлеровцы послали на фронт свой новейший истребитель
"Фокке-Вульф-190", на котором тоже стоял двигатель воздушного
охлаждения.Но новый самолет Лавочкина по своим летно-техни-
ческим данным превосходил более тяжелый и инертный "Фок-
ке-Вульф-190".
В конце 1943 года появился истребитель, скорость полета
которого достигала на боевой высоте 680 километров в час, а на
высоте свыше 7 тысяч метров-705 километров в час.Это был но-
вый-Ла-7, на нем же была установлена третья 20-миллиметровая
пушка.
Коллектив конструкторов, возглавляемый А.С.Яковлевым,
создал впоследствии еще более совершенный истребитель, полу-
чивший название Як-9 и ставший самым массовым истребителем ВВС
в годы войны.Их было построено свыше 14 тысяч.Як-9 дал начало
целой семье истребителей многоцелевого назначения-дальнего
действия, высотному перехватчику, истребителю противовоздушной
обороны, разведчику, истребителю-бомбардировщику.Был создан и
Як-9У (усиленный) , на котором стоял мощный новый мотор
конструкции Климова.Максимальная скорость ЯК-9У состовляла 700
километров в час, а дальность 900 километров.Конструкторское
|
|