Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Буран

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


вперед и вверх. В 8 часов 20 минут в последний раз включается марше¬вый двигатель и отрабатывает заданную величину скорости. ОК начинает снижаться и через 30 мин "цепляет" атмосферу. За время снижения до высоты 100 км реактивная система управления развернула ОК носом впе¬ред, и, "протиснувшись" в узкую щель ограничений, он входит в атмо¬сферу. В 8 часов 53 минут на высоте 90 км с ним прекращается связь из-за плазменных образований. Движение ОК в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа "Союз", и по расчету составляет 16...19 минут.

В 9 часов 11 минут, когда ОК находился на высоте 50 км, стали поступать доклады: "Есть прием телеметрии!", "Есть обнаружение корабля средст¬вами посадочных локаторов!", "Системы корабля работают нормально!". В этот момент он находился в 550 км от ВПП, и, хотя его скорость умень¬шилась, она все же в 10 раз превышала скорость звука. До посадки оста¬валось чуть больше 10 минут...

Схема полета ОК "Буран":

1 - старт;

2 - отделение разгонных бло¬ков первой ступени;

3 - отделение раз¬гонного блока второй ступени от ОК "Буран";

4 - точки включения двигате¬лей системы орбитального маневри¬ро¬вания;

5 - рабочая орбита;

6 - траекто¬рия спуска.

Возвращение с орбиты

Для схода с орбиты ОК разворачивается дви¬гателями газодинамического управления на 180 (хвостом вперед), после чего на непродолжительное время включаются основные ЖРД и сооб¬щают ему необходимый тормоз¬ной импульс. ОК переходит на траекто¬рию спуска, снова разворачивается на 180 (носом вперед) и выполняет планирование с большим углом атаки. До высоты 20 км осуществляется совместное газодинамическое и аэроди¬намическое управление, а на за¬ключительном этапе полета используются только аэродинамические ор¬ганы управления. Аэродинамическая схема "Бурана" обеспечивает ему достаточно высокое аэродинамическое каче¬ство, позволяющее осущест¬вить управляемый планирующий спуск, вы¬пол¬нить на трассе спуска бо¬ковой маневр протяженностью до 2000 км для выхода в зону аэродрома посадки, произвести необходимое предпо¬садоч¬ное маневрирование и со¬вершить посадку на аэродром. В то же время конфигурация ЛА и приня¬тая траектория спуска (крутизна плани¬рования) позволяют аэродинамиче¬ским торможением погасить скорость ОК от близкой к орбитальной до посадочной, равной 300 - 360 км/ч. Длина про¬бега составляет 1100 - 1900 м, на пробеге используется пара¬шют. Для расширения эксплуатационных возможностей "Бурана" преду¬сматрива¬лось использование трех штатных аэродромов посадки (на кос¬модроме (ВПП посадочного комплекса дли¬ной 5 км и шириной 84 м в 12 км от старта), а также в восточной и запад¬ной частях страны). Комплекс радио¬технических средств аэродрома соз¬дает радионавигационное и радио¬ло¬кационное поля (радиус последнего около 500 км), обеспечиваю¬щие дальнее обнаружение ОК, его выведение к аэродрому и всепогодную вы¬сокоточную (в том числе автоматическую) посадку на ВПП. Первый испытательный полет беспилотного варианта ОК завершился по¬сле выполнения немногим более двух витков вокруг Земли успешной автоматической посадкой на аэродром в районе космо¬дрома. Тормозной импульс был дан на высоте Н=250 км, на расстоянии около 20000 км от аэродрома приземления, боковая дальность на трассе спуска составила около 550 км, отклонение от расчетной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и 3 м от оси по¬лосы.

Разработка ОК "Буран" продолжалась более 10 лет. Первому запуску предшествовал большой объем научно-исследовательских и опытно-кон¬структорских работ по созданию ОК и его систем с обширными теорети¬ческими и экспериментальными исследованиями по определению аэро¬динамических, акустических, теплофизических, прочностных и других характеристик ОК, моделированием работы систем и динамики полета ОК на полноразмерном стенде оборудования и на пилотажных стендах, разработкой новых материалов, отработкой методов и средств автомати¬ческой посадки на самолетах - летающих лабораториях, летными испыта¬ниями в атмосфере пилотируемого самолета-аналога (в моторном вари¬анте) БТС-02, натурными испытаниями теплозащиты на эксперименталь¬ных аппаратах БОР-4 и БОР-5, выводившихся на орбиту и возвращаемых с нее методом аэродинамического спуска, и т. д.

"Буран" пришел в прицельную зону - на рубеж 20 км - с минимальными отклонениями, что было весьма кстати при посадке в плохих погодных условиях. Реактивная система управления и ее исполнительные органы отключились, и только аэродинамические рули, задействованные еще на высоте 90 км, ведут ОК к следующему ориентиру – ключевой точке.

Интенсивно гасится в атмосфере скорость. Полет проходит строго по рас¬четной траектории снижения, на контрольных дисплеях ЦУП его отметка смешается к ВПП посадочного комплекса практически в середине допус¬ти¬мого коридора возврата. "Буран" приближается к аэродрому не¬сколько правее оси посадочной полосы, все идет к тому, что он будет "рассеивать" остаток энергии на ближнем "цилиндре". Так думали специа¬листы и лет¬чики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчер¬ском пункте. Включаются бортовые и наземные сред¬ства ра¬диомаячной системы. После отметки 10 км "Буран" летит, можно сказать, по знакомой дороге, проторенной летающей лабора¬торией Ту-154ЛЛ и аналогом ОК.

На объединенном командно-диспетчер¬ском пункте (ОКДП) высшая сте¬пень напряжения: "Буран" круто изменил курс и летит почти поперек оси ВПП. В чем дело? Проанализировав си¬туацию, служба управления докла¬дывает: "Все в порядке! Система не ошиблась, а просто на сей раз оказа¬лась "ум¬нее". "Буран" будет заходить на полосу не левым кругом, как предполага¬лось, а правым. Выход в клю¬чевую точку проходит по опти¬мальной для данных начальных условий траектории при практически предельном встречно-боковом ветре. Волнение на ОКДП уменьшилось. Орбитальный корабль, совершив "свой" маневр, погасил энергию, пре¬одолел все встре¬тившиеся ему воз¬мущения на "цилиндре выверки курса" и правым вира¬жом вышел в клю¬чевую точку.

Еще на высоте около 7 км, несмотря на сложности целеуказания, на сближение с "Бураном" вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пило¬тируемый летчиком-испытателем М.Толбоевым. Благодаря искусству пи¬лота на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение корабля - целого и как будто невредимого. На высоте 4 км - выход на по¬садочную глиссаду. Изображение в ЦУП начинают передавать аэродром¬ные телекамеры. Еще минута - и выпуск шасси...

И в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального по¬лета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после не¬большого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля! Просто не верится, что полет беспилотный. Кажется, что самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше. Везде, где специалисты и просто причастные к этому полету люди наблюдали посадку "Бурана", взрыв эмоций. Огром¬ное напряжение, с которым велась подготовка первого полета, усиленное к тому же предшествующей отменой старта, нашло свой выход. Нескры¬ваемая радость и гордость, восторг и смятение, облегчение и огромная усталость - все можно было видеть на лицах в эти минуты. Так сложи¬лось, что космос считается технологической витриной мира. И эта по¬садка позволила людям на ВПП возле остывающего "Бурана" или у экра¬нов телевизоров в ЦУП вновь ощутить необычайное по остроте чувство национальной гордости, радости. Радости за свою державу, мощный ин¬теллектуальный потенциал нашего народа. Большая, сложная и трудная работа сделана! После останова "Бурана" на ВПП в течение 10 минут кон¬тролируется приведение бортовых систем в исходное состояние и их вы¬ключение. По просьбе группы послеполетного обслуживания из ЦУП че¬рез спутник связи выдается последняя команда на борт: системы корабля обесточены. Все! Программа первого испытательного полета выполнена полностью!

История создания ОК "Буран"

Работы по созданию крылатых космических кораблей в Советском Союзе имеют свою историю. Идея использовать крылья на возвращаемом кос¬мическом аппарате возникла сразу же с началом полетов в космос. Это обуславливалось желанием использовать потенциальные возможности земной атмосферы (в первую очередь, управляемое торможение и точное маневрирование) и тем авиационным заделом, с которым первые ракет¬чики пришли в космонавтику. Поэтому наличие крыльев на спускаемом аппарате, движущимся в атмосфере, выглядело простым и логичным.

С.П.Королев считал парашютную посадку бесперспективной, и потому, по его заказу, параллельно с Востоком, лапоток проектировал П.В.Цыбин. Машина задумывалась классической аэродинамической схемы, с трапе¬циевидным крылом и нормальным хвостовым оперением. Свое полуофи¬циальное название аппарат получил из-за характерной формы фюзеляжа, в аэродинамическую тень которого несущие плоскости убирались при входе в плотные слои атмосферы. По способу выведения (на 3-ступенча¬той Р-7, семерке), массе и решаемым задачам лапоток был бы аналогич¬ным Востоку. (Справа - первый советский "челнок" - "лапоток" С.П.Королева и П.В.Цыбина: стартовая масса 4,7 т; экипаж 1 чел.; про¬должительность полета до 27 ч; длина 9,4 м; размах крыла 5,5 м; высота по оперению 4 м; ширина фюзеляжа 3 м.) Рассматривалась даже возмож¬ность катапультирования космонавта непосредственно перед посадкой на ВПП. Однако быстро выяснился масштаб трудностей, встающих при соз¬дании крылатых космических аппаратов. Например, планирующий вход в атмосферу требовал

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»