Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Буран

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


космическом пространстве с последующим отделением блоков по команде на боевое применение. Конструкция и основные системы автономных модулей были заимство¬ваны с орбитального корабля "Буран". В качестве варианта боевого блока рассматривался аппарат на базе экспериментальной модели ОК "Буран" (аппараты семейства "Бор"). Военная целевая нагрузка для ОК "Буран" разрабатывалась на основании специального секретного постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Об исследовании возможности созда¬ния оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса (1976г.)

Боевая космическая станция с ударными блоками на базе ОК "Буран"

1 - базовый блок; 2 - центр управле¬ния боевыми блоками; 3 - многоразовый транспорт¬ный корабль "Заря"; 4 - модули боевой станции с прицельными комплек¬сами; 5 - боевые модули (на базе фюзеляжа ОК «Буран»)

Вот как описывает при¬менение боевой космической станции С.Александров в своей статье "Меч, ставший щитом" ("Техника-моло¬дежи",4'98):"...Тот же базовый мо¬дуль, как на орбиталь¬ной станции Мир, те же бо¬ковые (уже не секрет, что на Спектре, например, предполагались испы¬тания оптической сис¬темы обнаружения ракетных пусков... А ста¬били¬зированная платформа с теле- и фотокамерами на Кристалле чем не прицел?), но вместо аст¬рофизического Кванта модуль с комплексом бое¬вого управ¬ления. Под ша¬риком переходного отсека еще один переход¬ник, на котором висят че¬тыре модуля (на основе бурановского фюзе¬ляжа) с боевыми блоками. Это, так сказать, исходное положение. По тревоге они отде¬ляются и расходятся на рабочие орбиты, выбираемые из сле¬дующего со¬ображе¬ния: чтобы каждый блок вышел на свою цель в тот момент, ко¬гда над ней будет пролетать центр управления. Фюзеляж Бурана используется в этом проекте по принципу не пропа¬дать же добру: большие запасы топ¬лива в объединенной двигательной установке и очень хорошая система управления позволяют активно ма¬неврировать на орбите, при этом по¬лезный груз боевые блоки находятся в контейнере, скрытые от любо¬пытных глаз, а так же неблагоприятных факторов космического по¬лета. Что существенно в контексте страте¬гического сдерживания эта сис¬тема оружия нанесет прицельный, хирур¬гический удар даже в том слу¬чае, если будет уничтожено все остальное. Как атомные подводные лодки, она способна переждать первый залп!"

Проекты целевого использования орбитального корабля "Буран"

Согласно техническим заданиям Министерства обороны и отраслевым программам в НПО "Энергия" были разработаны технические предложе¬ния и эскизные проекты по решению конкретных задач в реальных на¬правлениях применения ОК "Буран". Предусматривалось использовать ОК "Буран" для транспортно-технического обслуживания (ТТО) и ре¬монта орбитальных комплексов и космических аппаратов. Так, например, транспортно-техническое обслуживание орбитальным кораблем "Буран" комплекса "Мир" - его дооснащение (доставка модулей, энергоустановок и др.), многоразовое использование модулей и оборудования (их возвра¬щение для профилактики и ремонта), доставка на Землю результатов ра¬бот - позволяет существенно повысить эффективность комплекса. Как разновидности задачи ТТО были рассмотрены диагностирование неис¬правных аппаратов, как на орбите, так и после их возвращения с помо¬щью ОК "Буран", а также оценка возможности их ремонта и повторного использования. Применительно к аппаратам космической разведки иссле¬дована возможность возвращения двух неисправных аппаратов и приня¬тия решений по их дальнейшему использованию. Детально проработано использование ОК "Буран" для развертывания и сборки больших конст¬рукций. Это направление имеет принципиальное значение для создания космических антенн, солнечных энергоустановок и др. Обоснован экспе¬римент по отработке антенны космического радиотелескопа КРТ-30 и экспериментального космического комплекса наблюдения в составе бор¬тового модуля на ОК "Буран". Особую роль ОК "Буран" может иметь для выведения и отработки на орбите особо дорогостоящих КА.

Чтобы уменьшить технический риск и предотвратить значительный ущерб в случае потери, например, уникального аппарата космической разведки или выхода из строя его целевой аппаратуры, было предложено и проработано решение о создании по принципу максимальной преемст¬венности конструктивных, компоновочных и технических решений экс¬периментального образца (ЭКА), выводимого и обслуживаемого по про¬грамме отработки кораблем "Буран". Такое решение позволяло обеспе¬чить:

- контроль всех основных этапов функционирования ЭКА;

- контроль операций по раскрытию крупногабаритной антенны РАС и проведение оперативного ремонта при ее отказе;

- проверку работоспособности ЭКА перед самостоятельным функцио¬нированием для гарантированного выполнения задач эксперимента;

- проведение ремонтно-восстановительных работ на борту ЭКА;

- возвращение на Землю особо ценных частей ЭКА для диагностики и повторного использования.

Аналогично исследовано использование ОК "Буран" для выведения на орбиту и отработки тяжелой экспериментальной энергоемкой радиолока¬ционной станции 91А6-П. Незаменима роль ОК "Буран" при проведении специальных исследований, а также ряда научных и технологических экспериментов.

В качестве начального этапа практического использования ОК "Буран" для научных исследований планировалась постановка и проведение на его борту уже во время второго полета экспериментов по исследованию мик¬роатмосферы, микроускорений и характеристик излучений с помощью научной аппаратуры многоразового использования. Это направление оце¬нивалось как весьма значительное, особенно при комплексном решении научно-исследовательских и технических задач. Уникальные энергетиче¬ские возможности ОК "Буран" (до 60 кВт), уровень микрогравитации (10-4...10-5g) и другие характеристики функционирования на орбите, а также возможность возвращения и многократного использования оборудования позволили организовать на борту промышленное производство и дос¬тавку на Землю биопрепаратов и полупроводниковых материалов высо¬кой стоимости. Проектные исследования этого направления на основе конкретных биоустановок ("Рекомб-2", "Ручей-2", "Поток") и технологи¬ческих установок ("Кратер-АГ", "Малахит") показали целесообразность его реализации уже в ходе летных испытаний.

В результате этих разработок и исследований были разработаны прин¬ципы и научно-технические направления создания и эксплуатации любых многоразовых космических аппаратов.

Разработкой и исследованиями целевого применения ОК "Буран" занима¬лись В.Г.Алиев, Б.И.Сотников, П.М.Воробьев, В.Ф.Садовый, А.В.Егоров, С.И.Александров, Н.А.Брюханов, В.В.Антонов, В.И.Бержатый, О.В.Митичкин, Ю.П.Улыбышев и др.

Перспективы Бурана

В середине 60-х годов прошлого века в СССР активно разрабатывался новый принцип доставки космический кораблей ни орбиту с последующей посадкой возвращаемого модуля. Авиационно-космическая транспортная система "Спираль" - так полностью называлось детище ОКБ им. А. И. Микояна - состояла из двух ступеней. Первой являлся гиперзвуковой самолет-разгонщик класса ТУ-95, второй - многоразовый пилотируемый космический самолет с отделяемым ракетным ускорителем.

По сложившемуся тогда в мировой космонавтике мнению, будущее многоразовых систем представлялось радужным. Запуск американцами ракетоплана Х-15, достигшего высоты 108 километров, только подтолкнул наших военных к постановке задачи перед инженерами. Миконовским конструкторам под руководством Глеба Лозино-Лозинского предстояло создать одноместный орбитальный самолет массой 10 тонн, который предусматривал бы возможность инспекции военных объектов и мог садиться на специальные "лыжи" под фюзеляжем. Пилотируемый запуск "Спирали" в космос планировался на вторую половину 1970-х, после чего советская космонавтика плавно бы перешла от дорогих одноразовых "Союзов" к многоразовым орбитальным аппаратам.

Но этим планам не суждено было сбыться. В самый разгар работы над "Спиралью" Соединенные Штаты, несомненно, осведомленные о наших работах, официально объявили о начале создания своей многоразовой системы "Спейс-Шаттл". Тактический ход вероятного противника принес плоды. Выслушав доклад раздосадованного Устинова о том, что американцы готовят чертежи космической повозки для доставки на орбиту лазерной пушки (а значит, звездные войны вполне возможны), Брежнев одобрил "симметричный ответ". Это значило свертывание работ по теме "Спираль", в отсек которой лазер для стрельбы по летящим боеголовкам противника никак не влезал.

Нет нужды пересказывать, что случилось в стране в начале девяностых. Поговаривают, "Энергия - Буран" пала жертвой сепаратного договора Горбачева с Бушем-ст., по которому мы прекращали многоразовую космическую программу, а американцы отказывались от стратегической оборонной инициативы. Так или иначе, второй беспилотный полет отменили, "операцию спасения" перенесли сначала на 1992-й, потом - на 1993-94 годы. Министерство обороны приняло новую военную доктрину, в которую орбитальный самолет никак не вписывался. Одно из экспериментальных изделий "Бурана" стало "умным" аттракционом в Парке Горького (разбирать оказалось очень дорого, а расплавлять и продавать лом за границу в "Молнии" не решились). Изделие 1.01 - "Буран", летавший в космос, - по межгосударственным соглашениям отошел к Казахстану и до сих пор стоит в байконуровском ангаре. Заросла травой полоса аэродрома "Юбилейный". "Буран" больше никогда не оторвется от земли, хотя - примечательный факт - ни российское правительство, ни Росавиакосмос так и не издали официальных распоряжений о закрытии этой программы. Наверное, ни у кого просто рука не поднялась.

Так что же, эту

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»