Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Важнейшие достижения в освоении космоса 20 век

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


последующие запуски моду¬лей ДОС (РН «Протон»), транспорт¬ных кораблей «Союз» и «Прогресс» (РН «Союз»). Упомянутый экипаж провел уникальную космическую экс¬педицию, установив своеобразный космический рекорд работы на двух станциях в одном полете. Проработав на станции «Мир» до 5 мая, космонав¬ты отстыковались и отправились на летавшую в то время по орбите вок¬руг Земли станцию «Салют-7». Проведя там научные эксперименты (с 6 мая по 25 июня; всего 49 сут 22 ч), экипаж на корабле «Союз Т-15» вер¬нулся на станцию «Мир», захватив с собой около 300 кг наиболее ценной научной аппаратуры. Исследования на станции «Мир» были продолжены до 16 июля, общее время работы на ней первой основной экспедиции (ЭО-1) составило 70 сут 11 ч 58 мин.

За одиннадцать лет полета ДОС «Мир» находилась без экипажа толь¬ко 13,5 месяцев, а с 8 сентября 1989 г. постоянно обитаема. Конфигурация ДОС «Мир» за десять лет претерпела значительные изменения и сейчас она выглядит следующим образом. Основу станции составляет базовый блок «Мир», к агрегатному отсеку ко¬торого пристыкован астрофизиче¬ский модуль «Квант», имеющий стыковочный узел по схеме «конус-штырь» для взаимодействия с ТКА «Союз» или «Прогресс». К четырем боковым стыковочным узлам пере¬ходного отсека пристыкованы: мо¬дуль дооснащения «Квант-2», тех¬нологический модуль «Кристалл», исследовательский модуль «Спектр» и научный модуль «При¬рода». На осевом стыковочном узле (по схеме «конус-штырь») оставлено место для причаливания ТКА «Союз» или «Прогресс». На модуле «Кри¬сталл» установлен андрогинный сты¬ковочный узел, предназначавшийся для стыковки с многоразовым орби¬тальным кораблем «Буран». В 1993 г. к нему пристыковывался корабль «Союз ТМ-16». Сейчас этот узел при¬меняется для стыковок с американ¬ской многоразовой орбитальной сту¬пенью «Атлантис». При этом исполь¬зуется присоединенный к модулю «Кристалл» специальный стыковоч¬ный отсек, доставленный в полете STS-74. В перечисленной комплекта¬ции масса станции из шести моду¬лей составляет около 122 т, сум¬марный объем герметичных поме¬щений — более 400 м3. Кроме шести модулей ДОС в данный сложный ор¬битальный научно-исследователь¬ский комплекс могут входить один (или два) пилотируемый корабль «Союз», автоматический корабль «Прог¬ресс» (или второй «Союз») и «Атлан¬тис». Тогда общая масса орбитально¬го комплекса составляет около 250 т. Габаритные размеры комплекса весь¬ма внушительны: 33 м по главной про¬дольной оси, которая проходит через блок «Мир», модуль «Квант» и два транспортных корабля; 27,5 м по кор¬пусам модулей «Квант-2» и «Спектр»; около 31 м по корпусам модулей «Природа» и «Кристалл» со стыко¬вочным отсеком.

За время полета на внешней по¬верхности ДОС появились заметные конструктивно-компоновочные изме¬нения. В 1987 г. Ю.В. Романенко и А.И. Лавейкин установили на базовом блоке дополнительную третью сол¬нечную батарею. В 1991 г. В.М. Афанасьев и М.Х. Манаров смонтировали на нем телескопическую грузовую стрелу и испытали ее работоспособность. С тех пор эта стрела облегчает транспортировку грузов и космонав¬тов к месту работы и экономит массу времени при выходе в открытый кос¬мос. В том же году А.П. Арцебарский и С.К. Крикалев собрали из стержневых элеметов 20-секционную ферму «Софора» длиной 14 м. С помощью монтажной платформы ферма закре¬плена на модуле «Квант» под углом 79° к продольной оси ДОС. На сво¬бодном конце этой фермы в 1992 г. А.Я. Соловьев и С.В. Авдеев смонти¬ровали выносную двигательную уста¬новку для облегчения управления станцией по крену. В 1993 г. А.А. Серебров и В.В. Циблиев рядом с «Софорой» собрали из трансформируе¬мых ячеек ферму «Рапана» длиной 6 м, которая затем была В. Г. Корзуном и А.Ю. Калери достроена фермой «Стромбус» до 11,5 м. В 1995 г. В.Н. Дежуров и Г.М. Стрекалов одну из солнечных батарей модуля «Кри¬сталл» перенесли на модуль «Квант». В общей сложности совершено 59 вы¬ходов в открытый космос суммарной продолжительностью 259 ч 47 мин. Один выход на 6 ч 2 мин совершили американцы из ступени «Атлантис», когда она была пристыкована к стан¬ции «Мир».

Бортовая энергосистема ДОС снаб¬жает научную аппаратуру и оборудо¬вание бортовых обеспечивающих сис¬тем электроэнергией от аккумулято¬ров, систематически заряжаемых с помощью солнечных батарей. Состав газовой среды в жилых и рабочих по¬мещениях ДОС не отличается от зем¬ного. Это позволяет использовать обычное оборудование для научных исследований, облегчает сравнение результатов экспериментов, проводи¬мых на орбите, с контрольными на Земле, а также уменьшает опасность возникновения пожаров. Здесь про¬шли всестороннюю проверку и вклю¬чены в штатный состав система обес¬печения жизнедеятельности экипа¬жа, получающая кислород методом электролиза воды, а также безрас¬ходная система ориентации и стаби¬лизации с использованием силовых гироскопов (гиродинов).

Одним из важнейших достоинств конструктивно-компоновочной схемы станции «Мир» является заложенная при проектировании высокая ремон¬топригодность. Благодаря удачно по¬добранной стратегии регламентно-профилактических работ удалось значительно увеличить ресурс ее ак¬тивного существования.

Важный результат программы - со¬здание системы транспортно-технического обеспечения (ТТО) космиче¬ских объектов (КО) на орбите. Эта си¬стема предназначена для выведе¬ния КО на заданные орбиты, увели¬чения срока активного существова¬ния, повышения эффективности, надежности и безопасности экс¬плуатации обслуживаемых КО. Очевидно, что без ТТО невозможно было обеспечить длительный полет ДОС. Уникальным достижением ми¬ровой космонавтики является успеш¬ное обеспечение длительного эффек¬тивного функционирования станции «Мир» в течение уже более одиннад¬цати лет. При этом системой ТТО ре¬шаются следующие основные задачи:

1) доставка и смена экипажей ос¬новных экспедиций ДОС;

2) доставка на станцию и возвраще¬ние на Землю экипажей посещения;

3) материально-техническое обес¬печение станции, т.е. снабжение рас¬ходными компонентами, запчастями и т.п.;

4) регулярное и оперативное воз¬вращение на Землю результатов дея¬тельности экспедиции на орбите;

5) техническое обслуживание (про¬филактика, ремонт, замена блоков);

6) проведение монтажно-сбороч¬ных работ (солнечные батареи, ра¬диоантенны, исследовательская ап¬паратура, ферменные конструк¬ции);

7) сборка многоблочной ДОС. Впервые потребность создания транспортно-космических систем (ТКС) возникла после по¬явления в 1971 г. долговременных ор¬битальных станций типа «Салют». ТКС предназначались для повыше¬ния эффективности и увеличения сроков эксплуатации ДОС путем ре¬шения задач ТТО с помощью транс¬портных космических аппаратов (ТКА). Для решения этих задач соз¬дан комплекс грузо-пассажирских («Союз», «Союз-Т») и грузовых («Про¬гресс») космических аппаратов, а также спускаемых грузовых капсул (СГК). В КБ «Салют» и на машино¬строительном заводе им. М.В. Хруничева был разработан функционально-грузовой модуль, решавший задачи универсального транспортного кораб¬ля снабжения (УТКС). Он прошел ус¬пешные летные испытания в автоном¬ном полете («Космос-929») и исполь¬зовался («Космос-1267», «Космос-1443», «Космос-1686») для расшире¬ния возможностей станций «Салют-6» и «Салют-7». В настоящее время на основе УТКС создаются блоки ме¬ждународной станции «Альфа». На этом же заводе изготовлялись все станции типа «Салют» и блоки стан¬ции «Мир», здесь серийно выпускает¬ся одна из самых надежных в мире РН «Протон».

По мере усложнения станций типа «Салют», снабженных двумя стыко¬вочными узлами, и создания станции «Мир» с семью узлами расширился круг решаемых ими задач, заметно возросли требования и были выдви¬нуты новые задачи ТТО. Появились новые транспортные корабли: модер¬низированные «Союз ТМ» и «Прог¬ресс М». Кроме того, учитывая экс¬тремальные условия космических по¬летов, экспериментально прорабаты¬вались задачи аварийного спасения и срочного возвращения экипажей на Землю. Станция «Мир» с 1987 г. рабо¬тает в рамках международных про¬грамм. С 1995 г. международной ста¬ла и транспортно-космическая систе¬ма, после того, как в ее состав была функционально включена американ¬ская орбитальная ступень «Атлантис». В ходе продолжительной экс¬плуатации ТКС накоплен бесценный опыт управления длительными орби¬тальными полетами.

За одиннадцать лет работы транс¬портно-космической системы прове¬дено 77 успешных запусков ракеты-носителя «Союз», 6 стартов «Прото¬на» и 5 стартов «Спейс Шаттла» (дан¬ные приводятся на 20 февра¬ля 1997 г.). С использованием грузо¬пассажирских кораблей типа «Союз» доставлено 23 экспедиции основные (30) и 14 экспедиций посещения (ЭП). При этом за 25 пилотируемых поле¬тов кораблей «Союз» на станцию «Мир» прибыло 22 советских, 13 рос¬сийских и 15 иностранных (из 9 стран) космонавтов (67 «человекополетов»). В пяти полетах «Атлантиса» было до¬ставлено 5 членов основных экспеди¬ций (среди них двое наших) и 25 чле¬нов (один канадец, остальные амери¬канцы) кратковременных экспедиций посещения. Всего на станции «Мир» побывало 79 космонавтов и астронав¬тов (97 «человекополетов»). При этом Александр Викторенко и Анато¬лий Соловьев работали на станции по четыре раза, еще 12 человек по два раза. Суммарная продолжительность работы космонавтов и астронавтов на станции «Мир» составила более 9000 «человекосуток». С помощью 18 грузовых ТКА «Прогресс» и 33 «Прогресс М» доставлено около 125 т грузов, что превосходит суммар¬ную массу шести модулей самой станции. Это еще раз подчеркивает важ¬ность ТКС.

Основные направления научных исследований на ДОС «Мир»: астро¬физика, геофизика, космическая технология, медицина, биология, биотехнология.

Самыми значительными астрофи¬зическими достижениями стали на¬блюдения с телескопами орбиталь¬ной обсерватории «Рентген», устано¬вленной на модуле «Квант», создан¬ной совместно

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»