Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


спирта, газов и сжатого воздуха для приведения в действие летательных аппаратов легче воздуха. Адмирал флота Н. М. Соковнин (1811-1895) опубликовал в 1866 г. работу «Воздушный корабль», в которой привел схему конст-рукции аэростата, способного летать «подобно тому, как летит ракета». В 1867 г. отставной капитан артиллерии Н.А. Телешов (1828-1895) получил патент на реактивный самолет «Дельта». Интересен проект киевского изобретателя Ф. Р. Гешвенда, пред-ложившего построить летательный аппарат – «паролет» - с паро-вым реактивным двигателем с соплом, снабженным концентри-ческими насадками для подсоса воздуха. В 1880 г. изобретатель С. С. Неждановский высказал идею создания летательного аппа-рата с жидкостным реактивным двигателем, использующим в качестве горючего керосин, а в качестве окислителя – азотную кислоту, смешиваемые непосредственно перед взрывом.

Особого внимания заслуживает проект революционера Ни-колая Ивановича Кибальчича (1853-1881). Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на царя Александра II, находясь в заключении,

Н. И. Кибальчич начертил схему задуманного им реактивного летательного аппарата. В своем проекте Н. И. Кибальчич разра-ботал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом ме-тодом изменения наклона двигателя. Около сорока лет пролежал проект Н. И. Кибальчича в секретных архивах жандармского управления. Лишь в 1918 г. он был обнародован в журнале «Бы-лое».

Через два года после казни Н. И. Кибальчича, в 1883 г., ни-кому тогда неизвестный учитель Константин Эдуардович Циол-ковский (1857-1935) в своей рукописи «Свободное пространст-во» не только выдвинул смелую идею и возможности использо-вания реактивного принципа реактивного движения для осуще-ствления полета в космос, но и разработал принципиальную схему аппарата, обеспечивающего пребывание человека в кос-мическом пространстве. В юности, занимаясь самообразованием в Москве, К. Э. Циолковский познакомился с Н. Ф. Федоровым, мыслителем-утопистом, захваченным идеей так называемого философского космизма. Интерес к «космическому учению» Н. Ф. Федорова проявляли в свое время Л. Н. Толстой и А. М. Горький. Преодолевая идеалистические основы «космического учения» Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковский все больше стано-вился материалистом. В 1895 г. увидело свет сочинение

К. Э. Циолковского «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирно-го тяготения», в котором автор обосновал свою идею достиже-ния скорости, необходимой для отрыва от Земли, показал воз-можность создания искусственного спутника Земли. Идея меж-планетных полетов, освоения верхних слоев атмосферы овладе-вала умами многих ученых и конструкторов. В 1896 г. появилась брошюра Александра Петровича Федорова «Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду», где он описал устройство предложенного им воздухоплаватель-ного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работа

А. П. Федорова произвела большое впечатление на К. Э. Циол-ковского. Осмыслив ее, он сформулировал свою идею создания жидкостной многоступенчатой ракеты, рассчитанной для полета человека вне Земли.

Важнейшим этапом, характеризующимся созданием основ теории межпланетных сообщений, явилась подготовленная К. Э. Циолковским к печати в начале 1903 г. первая часть работы «Ис-следование мировых пространств реактивными приборами». Вторую часть своего труда ученый смог опубликовать лишь в 1911-1912 гг. В этом фундаментальном труде

К. Э. Циолковский установил законы движения ракеты как тела переменной массы, определил коэффициент полезного действия ракеты, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на ее движение. К. Э. Циолковский отметил преимущества ракетных двигателей при больших скоростях движения, дал схему меж-планетной ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая ракету единственным практически приемлемым способом осуществления полетов в космос,

К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многосту-пенчатой ракеты. Своими работами К. Э. Циолковский во мно-гом определил рациональные пути развития космонавтики и ра-кетостроения.

Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933). Еще в юношеские годы он познакомился с работой К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивны-ми приборами», увлекся ракетостроением и космонавтикой и по-святил им всю свою жизнь. Ф. А. Цандер вошел в историю науки как энтузиаст, страстный пропагандист идей космических поле-тов, начавший практическую работу в области космонавтики.

В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конферен-ции изобретателей свой проект межпланетного корабля-аэроплана.

Начавшаяся в стране культурная революция, пробуждение народных масс вызвали широкий интерес множества людей к звездным полетам. В их числе был талантливый изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942). Независимо от К. Э. Циолковского Кондратюк оригинальным методом вывел основ-ные уравнения движения ракеты, рассмотрел проблемы энерге-тически выгодных траекторий космических полетов и теории полета многоступенчатых ракет. Ему принадлежит ряд новатор-ских идей, в том числе идея создания промежуточных межпла-нетных заправочных ракетных баз, предложение использовать атмосферу планеты для торможения при посадке ракеты. Ю. В. Кондратюк предложил схему полетов к Луне с выходом на ее орбиты искусственных спутников и последующего отделения взлетно-посадочного корабля. Он также выдвинул идею исполь-зования гравитационных полей встречных небесных тел для до-полнительного разгона космических кораблей или торможения их при полетах в пределах Солнечной системы.

Популяризацией космонавтики занимался известный совет-ский ученый аэродинамик Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П. Ветичкин выступал с докладами о проблемах реактивного полета в пределах атмосфе-ры и в межпланетном пространстве, позже – с 1925 по 1927 гг. – он разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и ре-активных самолетов.

В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал работать в Институте авиационного машиностроения, в 1931 г. приступил к постройке воздушно-реактивного двигателя ОР-1, а затем к постройке жид-костного ракетного двигателя ОР-2.

Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом воздухе. Двигатель ОР-2 был более мощным. Развиваемая им сила тяги достигала 500 Н. Топливом был по-прежнему бензин, а окислителем – жидкий кислород.

В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкост-ных ракетных двигателей. Руководителем разработки этих дви-гателей был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.

Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения. В ней объе-динились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэ-родинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П. Коро-лев, М. К. Тихонравов и др.

Работой группы руководил технический совет под предсе-дательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двига-тель развивал силу тяги до 500 Н.

Первой экспериментальной советской ракетой с жидкост-ным ракетным двигателем была ракета ГИРД-10 (двигатель ра-ботал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил

С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Наха-бине. Хотя в полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее созда-телей, ведь был сделан еще один шаг в освоении ракетной тех-никой.

Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. На-чальником института был назначен И. Т. Клейменов, а замести-телем по научной части – С. П. Королев.

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Науч-ные и технические идеи С. П. Королева получили широкое при-менение в ракетной и космической технике в России.

Выдающимся событием того времени было создание двига-теля ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для уста-новки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конст-рукции С. П. Королева.

Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенно-го периода стал Международный геофизический год, проходив-ший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.

Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизиче-ской ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом по-лезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту 200 км и ус-пешно возвращен на Землю.

С 1958 г. начинается очередной этап систематических ис-следований верхней атмосферы до высоты более 500 км при по-мощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помо-щью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки сис-тем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

Подготовка к штурму космоса потребовала создания в стране специальных научных институтов и лабораторий, про-мышленных предприятий, космодрома, сети наземных станций слежения, подготовки высококвалифицированных

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»