Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации

Р Е Ф Е Р А Т

по истории воздухоплавании и авиации в России

на тему:

Гражданская авиация в годы Великой

Отечественной войны

Выполнил: студент Клюшников В. И., группа М-1-2

Научный руководитель: доц. Карпова Л. И.

Москва 1997

22 июля 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Со¬ветский Союз. Тысячи самолетов вторглись в воздушное пространство СССР, сбрасывая смертоносный груз на города и села, аэродро-мы и железные узлы. Внезапное нападение немецких войск поставило Красную Армию в тяжелое положение. Несмотря на упорное сопротивление, мужество и стойкость ее воинов, она не смогла остановить превосходящего по силе врага, и вынуждена была с тяжелыми боями отступать в глубь страны. Над нашей Ро-диной нависла смертельная опасность. Советский народ вступил в ожесточен-ную схватку с германским фашизмом. Центральный комитет партии в первые же дни войны разработал программу мобилизации всех сил народа на борьбу с врагом, он обратился к рабочему классу, колхозному крестьянству и интелли-генции с призывом: "Все для фронта! Все для победы”. Задачи большой госу-дарственной важности встали и перед гражданским воздушным флотом - необ-ходимым видом транспорта и средством связи на фронте и в тылу страны. Бы-ло сформировано 6 авиационных групп ГВФ особого назначения: Север-ная(командир А. А. Лаврьентев), Прибалтийская (Миловидов), Белорусская (Тимашев), Киевская (Романов), Юго-Западная (Брюмер), Московская (Корот-ков), в составе которой была создана эскадрилья связи №2 (Шарыкин). На мно-гочисленных митингах, проходивших на предприятиях, в подразделениях, в учебных заведениях, научно-исследовательских организациях ГВФ, авиора-ботники выражали готовность вместе со всем советским народом бороться с ненавистным врагом. В главное управление гражданского воздушного флота поступали сотни телеграмм, писем, заявлений от авиаторов всех специально-стей с просьбой направить их на фронт.

В сложной и напряженной обстановке Аэрофлот быстро перестраивался на во-енный лад. Значительное число пилотов, штурманов, инженеров, бортмехани-ков, бортрадистов и других специалистов передавалось в Военно-Воздушные Силы, в дальнюю бомбардировочную авиацию (с 1942 года авиация дальнего действия). В начале битвы под Москвой, в октябре В начале битвы под Моск-вой, в октябре 1941 года, по указанию ГКО основная часть руководящего со-става аппарата Главного управления ГВФ была эвакуирована в тыл страны, а в Москве создана оперативная группа под руководством первого заместителя на-чальника ГУГВФ полкового комиссара М. В. Картушева, с января 1942 года ее возглавил начальник ГУГВФ генерал-майор авиации В. С. Молоков. Во всех фронтовых авиагруппах ГВФ была созданы отделы политической пропаганды, в авиаподразделениях, частях и соединениях была введена должность военного комиссара. Эта ответственная работа поручалась лучшим коммунистам. Поли-тическому управлению ГУГВФ было представлено право приема авиаторов в ряды партии. С первых дней войны ГВФ испытывал серьезные затруднения: недоставало тяжелых транспортных самолетов, возникали сложности с их ре-монтом и переоборудованием. Полеты на невооруженных самолетах в услови-ях господства в воздухе вражеской авиации были сопряжены с большим рис-ком. Трудности усугублялись и тем, что формирование авиагрупп ГВФ прохо-дило одновременно с выполнением заданий, характер которых значительно от-личался от выполнявшихся в мирное время полетев, требовалась психологиче-ская перестройка, овладение новыми знаниями и навыками. Однако авиаторы, преодолевали все эти трудности, с честью решали поставленные перед ними задачи.

“Пилоты гражданской авиации самоотверженно несут свою службу. Десятки полетов в день совершают они на фронт, доставляя грузы войскам, перевозя тяжело раненных и консервированную кровь для переливания. Во время поле-тов им часто приходится выдерживать ожесточенные атаки немецко-фашистких истребителей.” (Правда, 5 июля 1941 года). Самоотверженно рабо-тал и инженерно-технический состав авиагрупп. Нередко самолеты возвраща-лись с заданий буквально изрешеченные пулями и осколками снарядов, но, как правило, специалисты за короткое время возвращали их в строй. Было не мало случаев, когда техники или механики заменяли выбивших из строя воздушных стрелков транспортных самолетов. Приходилось им участвовать в обороне прифронтовых аэродромов от прорвавшихся к ним вражеских войск. Огром-ную работу проделал инжнерно-технический состав особых авиагрупп по пе-реоборудованию самолетов. Не только в стационарных мастерских, но и поле-вых условиях на них устанавливались пулеметы, бомбодержатели, бронеспин-ки к кресла членов экипажей. Большая нагрузка легла на бортмехаников. При посадке на полевых аэродромах, в пунктах базирования боевой авиации они выполняли работы по техническому обслуживанию и ремонту самолетов, дви-гателей, оборудования, которыми до войны занимались наземные технические службы. А когда требовала обстановка, бортмеханики проявляли героизм и мужество.

В период героической обороны Одессы пилоты Юго-Западной особой авиа-группы ГВФ только за первые 37 дней боев доставили нашим войскам 110 тонн боеприпасов, выполнили сотни разведывательных и связных полетов, эвакуи-ровали 740 тяжелораненых. В начале августа 1941 года, когда враг приближал-ся к городу, авиагруппа перебазировалась в город Первомайск, а в Одессе оста-лось авиазвено самолетов У-2 В. А. Седляревича. Только за один месяц пилоты этого звена совершили 476 самолето-вылетов, в том числе 162 на бомбарди-ровку врага.

В предвоенные годы пилоты ГВФ не выполняли полеты в строю. Ос-ваивать их приходилось уже в годы войны. Пилоты быстро овладевали искус-ством группировки полетов, которые обеспечивали взаимодействие экипажей при отражении атак вражеских истребителей и взаимовыручку в строю.

Высокое профессиональное мастерство, боевую инициативу и бесстра-шие проявил уже в начальном периоде войны пилот Московской авиагруппы особого назначения ГВФ Г. А. Таран. Когда в боях на дальних подступах к Ле-нинграду соединения Северо-Западного фронта, отрезанные от баз снабжения, начали испытывать острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, им на помощь пришли гражданские авиаторы. Экипажи самолетов Ли-2, делая по два-три ночных вылета доставляли нашим войскам срочные грузы и эвакуиро-вали в тыл раненых. Однако даже такой напряженный ритм летной работы не давал возможности перебросить все необходимое для наших соединений. И то-гда Г. А. Таран принял крайне рискованное решение - выполнять задания и днем, причем без сопровождения истребителей, для возможного боя с самоле-тами противника экипаж брал на борт тройной комплект пулеметных патронов. Инициатива Г. А. Тарана была одобрена командованием и подхвачена многими пилотами, в результате чего кол-во доставляемых нашим войскам грузы резко возросло. В одном из полетов при возвращении из Ленинграда командир ко-рабля Г. А. Таран и второй пилот Н. С. Дудник были ранены осколками зенит-ного снаряда. Превозмогая боль, командир не оставил управление самолетом и довел его до посадочной площадки. За этот подвиг Г. А. Таран был награжден орденом Красного Знамени. Зная о тяжелом продовольственном положении города - колыбели Великого Октября, - гражданские авиаторы стремились вы-полнять максимальное кол-во рейсов, до предела загружать самолеты продук-тами питания, медикаментами и другими важнейшими грузами. Чтобы выпол-нить два полета в день, экипажи поднимались за долго до рассвета и возвраща-лись на базы поздно вечером. Не смотря на сложные метеоусловия - низкую облачность, обильные снегопады, туманы, обледенения, экипажи заправляли самолеты бензином почти без запаса на непредвиденные случаи, а за счет этого брали на борт до 3000 кг груза вместо положенных по норме 1800-2000 кг. Бла-годаря четкой организации труда сократили и время стоянки самолетов под по-грузкой и разгрузкой с 40 до 10-15 минут. Ремонт машин, подготовку их к оче-редным рейсам технический состав осуществлял в ночное время, в полевых ус-ловиях, на морозе и леденящем ветре, не редко под разрывами фашистских бомб. А с рассветом самолеты снова брали курс на Ленинград. Поставленная перед Московской авиагруппой особого назначения ГВФ задача по оказании помощи войскам и населению Ленинграда была решена успешно. Только за два с половиной месяца (с 10 октября по 25 декабря 1941 года) авиаторы доставили в осажденный город свыше 6 тыс. тонн грузов и вывезли из него более 50 тыс. человек. Военный совет Ленинградского фронта высоко оценил работу экипа-жей ГВФ - 68 авиаторов были удостоены боевых наград.

В начале войны ожесточенные бои развернулись и на Крайнем Севере нашей родины. Немецко-фашистские войска пытались перерезать железнодо-рожную магистраль Ленинград-Мурманск, захватить не замерзающий порт, че-рез который Советский Союз получал грузы от союзников по антигитлеров-ской коалиции - Англии и США. Пилоты Архангельского авиаотряда доставля-ли запасные части и детали для кораблей Северного флота и самолетов ВВС фронта.

Большой сило во фронтовых частях были коммунисты. Личным прие-мом и партийным словом они поднимали моральный дух авиаторов, вели их на выполнение заданий, на подвиги.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, гитлеровцам к концу сентября 1941 года удалось глубоко вклиниться в пределы нашей роди-ны и начать подготовку наступления на Москву. В битве за Москву помощь войскам фронтов оказывали подразделения трех особых авиагрупп

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»