Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Авиация и космонавтика /

Конституционо-правовые основы государственной службы



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный университет

Институт государства и права

Специальность: Государственное и муниципальное управление

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

Конституционно-правовые основы

государственной службы

Выполнил студент IV курса

дневного отделения гр. 1597

Лесовой Сергей Юрьевич

2002г.

Законодательство о государственной службе Российской Фе¬дерации об-разуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных слу¬жащих — условия и порядок их работы, права и виды поощ¬рения, обязанности и ответственность, прекращение ими го¬сударственной службы и т. п.

Основные источники этого законодательства перечислены в Феде-ральном законе "Об основах госу¬дарственной службы Российской Федера-ции" от 31 июля 1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является од¬ним из главных ее источников. Любое за¬конодательство представляет собой систему, а система законодательства о гос. службе является двухуровневой. Первый из уровней — феде¬ральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Феде-ральном законе "Об основах госу¬дарственной службы Российской Федера-ции", других федеральных законах и иных нормативных пра¬вовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъек¬тов Федерации — их конституции, законы, уставы и т. п. Все это законодательство имеет конституцион¬ное проис-хождение.

В Конституции РФ нет конкретного регламента государственной ¬службы, но есть целый ряд положений, закладывающих ее основы:

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей террито-рии Российской Федерации (ст. 4 ч. 2). Это положение связано с федератив-ной природой государства и означает, что федеральная Конституция и феде-ральные законы в силу их верховенства на всей территории Российской Фе-дерации не нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Фе-дерации; на всей территории государства они действуют прямо и непосред-ственно.

Единство системы государственной власти, разграничение предметов ве-дения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3). Это означает, что власть Феде-рации распространяется на всю ее территорию, обеспечивает тесное функ-ционирование всего государственного механизма разных уровней.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо¬средственное действие (ст. 18). Права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека и общепризнанные мировым сообществом, являются непосредст-венно действующими, т. е. их осуществление не зависит от того, признает их государство или нет. Права и свободы человека – явление объективной соци-альной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы, оно лишь познает и закрепляет их в своем законодательстве. Именно права и сво-боды человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь ввиду, что в деятельности всех ветвей государственной власти – законода-тельной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, со-гласно которому все органы государственной власти и местного самоуправ-ления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защи¬щать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). Здесь речь идет не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их сотрудничестве и даже единст-ве, в рамках которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и правосудие.

Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления вла-стей. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Феде-ральное Собрание – парламент Российской Федерации, исполнительную – Правительство Российской Федерации, судебную – суды Российской Федера-ции. При этом согласно 10 статье государственная власть едина, но функции ее – законодательство, управление и правосудие – осуществляются различны-ми органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действи-тельно выполняет отдельные полномочия, с точки зрения классических пред-ставлений о разделении властей входящие в компетенцию этих органов.

Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это по-ложение соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и полити-ческих правах, согласно которой граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций имеют право и возможность допускаться в сво-ей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Некоторые обязанности всех должностных лиц (ст. 24 ч. 2, ст. 41 ч. 3, ст. 46 ч. 2 и др.).

Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в структурном плане является Конституция РФ. Статья 5 ее говорит о «единстве системы государственной власти»; гл. 12 — о «системе органов го-сударственной власти»; в п. «г» ст. 71 Конституции РФ в числе других ветвей власти сказано о «системе федеральных органов исполнительной власти». В итоге получается, что достаточно полного системно-структурного определения испол¬нительной власти в Конституции нет. В ст. 77 говорится о единой сис-теме исполнительной власти, образуемой федеральными органа¬ми исполни-тельной власти и органами исполнительной власти субъ¬ектов Федерации в рамках предметов исключительного ведения федерации и совместного веде-ния. В таком же контексте эти подсисте¬мы органов упомянуты и в ст. 78, а в ст. 112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти». Кроме того, Конститу¬ция использует термин «государственный орган». Это ставит проблему соотнесения этих понятий и терминов между собой в целях выра¬ботки единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе исполнительной власти в целом, об отличии право¬вого статуса органа исполнительной власти от правового статуса органа управления государст-венного и негосударственного.

Из конкретных органов исполнительной власти Основной Закон выде-ляет Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме — как федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнитель-ной власти субъектов РФ (ст. 77,112).

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: 2001. – 48с.

2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федера-ции. / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. – 670с.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для ву-зов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399с.

4. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»