╧ЁшьхЁ: ╥ЁрэёяюЁЄэр  ыюушёЄшър
▀ ш∙є:
═р уыртэє■  |  ─юсртшЄ№ т шчсЁрээюх  

└тшрЎш  ш ъюёьюэртЄшър /

╤рьюыхЄ√ ё шчьхэ хьющ ухюьхЄЁшхщ ш ёЄЁхыютшфэюёЄ№■ ъЁ√ы№хт, ё тхЁЄшъры№э√ь тчыхЄюь ш яюёрфъющ; ртшрэюёЎ√

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



╤ърўрЄ№ ЁхЇхЁрЄ


САМОЛЕТЫ С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ И СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ

КРЫЛЬЕВ.

"Конструктивн я сложность крыл с изменяемой стреловидностью

препятствует его широкому применению",- конст тиров ли в 1955 году

вторы нглийского спр вочник "Ре ктивные с молеты мир ". Тем не

менее уже тогд , повозившись с " сырыми", несовершенными

конструкциями, ви строители убедились: применение крыл ,

стреловидность которого меняется в з висимости от скорости полет ,

позволяет н треть увеличить р диус действия м шины и н четверть

снизить ее пос дочную скорость. Строго говоря, изменяем я

геометрия, в широком смысле этого слов , не т к я уж новинк в

ви ции. Убир ющееся ш сси, воздушный винт изменяемого ш г ,

всевозможные средств пос дочной мех низ ции - действие к ждого из

этих устройств связ но с изменением конфигур ции лет тельного

пп р т . Д и с м принцип упр вления с молетом основ н н

отклонении рулевых поверхностей крыл или оперения. Еще бр тья

Р йт з ст вляли по- ■ винов ться свой эропл н, перек шив я

концевые ч сти плоскостей... Трудно созд ть м шину, лишенную

обычных "недугов" опытного с молет . Выпуск з крылков может

вызв ть резкую переб л нсировку пп р т , з труднить

пилотиров ние, недост точн я жесткость крыл -- всевозможные

вибр ции и к к следствие -- д же р зрушение конструкции.

Случ лось, прочное, но чересчур " гибкое" стреловидное крыло т к

скручив лось при отклонении элеронов, что действов ли они

"н оборот", н креняли с молет вопреки действиям пилот в обр тную

сторону...

Словом, д же тр диционные методы изменения геометрии с молет

т ят в себе много сюрпризов. Проблем куд больше, если посяг ют н

ст тичность с мого крыл : изменяют в полете его р зм х,

стреловидность, вовсе убир ют, ск жем, одно из крыльев бипл н . С

трудностями не спр вился фр нцузский конструктор М хонин,

построивший в н ч ле 30-х годов с молет с телескопически

р здвиг ющимся крылом. Мех низм не был д же проверен в полете.

С молеты с переменной геометрией уд лось построить советскому

ви конструктору и летчику В. Шевченко. Вот что н пис л в отчете

об испыт нии монобипл н Шевченко летчик-испыт тель Г. Шиянов: "

С молет в течение всего процесс уборки сохр няет устойчивый полет

и не требует дополнительной р боты рулями. Вибр ций, срывов и

других ненорм льных явлений не н блюд ется. Уборк происходит в

течение 6-7 с. По ощущениям летчик процесс уборки и выпуск

крыльев может быть уподобен уборке и выпуску ш сси обычной м шины

".

К 1946 году, созд в нем ло лет вших обр зцов и проектов

монобипл нов, Шевченко вплотную подходит к идее с молет с

изменяемой стреловидностью крыл и р зр б тыв ет, видимо, первый в

мире проект т кой м шины.

Почему же, "обжегшись" н первых лет вших обр зц х,

конструкторы продолж ли з ним ться переменной стреловидностью?

...Д вно минули времен , когд соотно-

шение м ксим льной и пос дочной скоростей сост вляло три-четыре.

Теперь к к бы ни росл скорость с молетов, их колес не могут

соприк с ться с землей при еще большей скорости -- он и т к уже

перев лил з 300 км/ч. Вот и выходит: с к ждым ш гом вперед

скоростной ди п зон увеличив ется, отношение предельных --

м ксим льной и пос дочной -- скоростей подскочило до десяти.

Стреловидные крылья вполне удовлетворяют своему н зн чению в

широком ди п зоне -- от околозвуковой до скорости, соответствующей

удвоенной звуковой. А вот н м лых скоростях стреловидность

меш ет. Т кое крыло прид ет м шине избыточную поперечную

устойчивость, з трудняет выполнение предпос дочных м невров.

Несущие свойств плоскостей хуже, чем у прямого крыл : величину

подъемной силы определяет не скорость н бег ющего поток , ее

сост вляющ я, н пр вленн я перпендикулярно передней кромке

стреловидного крыл . Вдоб вок при полете н больших угл х т ки

сниж ется эффективность средств мех низ ции, что ухудш ет

взлетно-пос дочные свойств м шины. Между тем для современного

с молет н ходится р бот пр ктически н всех скоростях и высот х.

Проектиров ть же м шину кл ссическим методом компромиссов между

противоречивыми требов ниями ст новится все труднее и труднее.

Конструкторы ст р ются избеж ть обилия типов боевых м шин,

стремясь воплотить свойств к ждой из них в одной, универс льной,

многоцелевой. Подобный с молет должен н предельно м лой высоте со

сверхзвуковой скоростью проник ть н территорию противник . Его же

приходится использов ть для перехв т вр г , летящего н

предельной высоте. Не исключено, что многоцелевой м шине придется

сопровожд ть в д льнем рейсе бомб рдировщик.

Если решению одной из этих з д ч будет способствов ть крыло

м лой площ ди и большой стреловидности, то для другой, ск жем, для

полет н д льность, требов ния ди метр льно противоположные.

Где же выход? Конечно, уже в схеме монобипл н . - Но с м принцип

изменения геометрии гл внейшего элемент лет тельной м шины --

крыл помог и н этот р з. Н ви ционном пр зднике в Домодедове

(1967 г.) зрители видели, к к н д трибун ми проносились советские

с молеты с крылом переменной стреловидности. Пл вно и быстро

з ним ют крылья положение, н иболее подходящее для пост вленной

боевой з д чи.

Это непрост я з д ч -- з ст вить крыло в любом положении

выполнять свою основную функцию и не быть источником р зном стных

колеб ний. Конструктор м нужно было добиться, чтобы при перемене

угл стреловидности м шин не терял устойчивости, был

упр вляемой. Ведь м ло того, что при этом перемещ ется м сс ,

"гуляет" и точк приложения эродин мической н грузки н несущую

поверхность, фокус крыл , ин че влияют друг н друг воздушные

потоки н крыле, фюзеляже, хвостовом оперении. А поворотный узел

крыл -- это целый комплекс проблем! Во-первых, узел должен быть

легким и комп ктным и при этом выдержив ть колосс льные н грузки и

не иметь люфтов. Во-вторых, он должен обеспечить строгую

синхронность отклонения консолей.

И все-т ки все в жнейшие проблемы измерения стреловидности были

успешно решены. Лучшее тому свидетельство -- полеты т ких м шин в

СССР, Фр нции, США. Но ви строители идут д льше. Н стр ниц х

ви ционных журн лов мельк ют изобр жения с молетов следующего

поколения. Судя по этим проект м, принцип изменяемой геометрии

применен не только к крыльям. В полете меняется конфигур ция всего

пп р т .

САМОЛЕТЫ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ Стоит

протянуть исторические связи, р с-

ск зыв я и о другой, тоже неновой идее -- с молете с вертик льным

взлетом и пос дкой. Но не только потому, что история интересн ,

т к ск з ть, с м по себе. Вертик льно взлет ющие пп р ты и

с молеты с переменной стреловидностью крыл -- попытк р зными

средств ми решить одну и гу же проблему, противоречия между

скоростными и взлетно-пос дочными режим ми. И если

конструкторы-"геометры" стремятся облегчить все-т ки норм льные --

по-с молетному -- взлет и пос дку, то "вертик льщики" н прочь

устр нили и р збег и пробег.

Одно из решений проблемы точечного ст рт -- взлет с р мпы. С

мощным двиг телем, с р кетными ускорителями, н форс же

истребитель пулей срыв ется со специ льного сооружения -- р мпы и,

подпир емый огромной тягой, идет ввысь. Т к в конце 50-х годов

ст ртов л н МиГ-19 Г. Шиянов. " Шиянов взлет л с отд ленной точки

эродром ,-- вспомин ет летчик-испыт тель И. Шелест,-- и зрелище

это восприним лось в первую секунду к к нечто сверхъестественное,

к к изгн ние из пекл провинившегося с т ны. Будто р зверзл сь

вдруг земля и с р ск ленной м гмой выплеснул некий черный

предмет. Двумя секунд ми позже, опереж я кромешный огонь и дым,

созн ние выявило в темном предмете с молет... Потом дский грохот

резко обрыв лся. И тем беззвучней, гр циозней к з лось устремление

розовогрудого МиГ н встречу солнцу, небу, жизни ". Одн ко м шине,

могущей

←яЁхф√фє∙р   ёыхфє■∙р →
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»