←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Тема 11 "Приборы и системы контроля работы силовых
установок и агрегатов летательных аппаратов"
Занятие 1 - 2 часа
1. _Введение
Приборы и системы контроля работы силовых установок и агрегатов
ЛА предназначены для измерения рабочих параметров силовых установок и
положения элементов ЛА и выдачи электрических сигналов, пропорциональ-
ных этим параметрам на приборы визуального контроля, световые табло, а
также в системы автоматического управления работой силовых установок.
Рабочими параметрами силовых установок являются:
- температура и давление рабочих жидкостей и газов;
- частота вращения роторов силовых установок;
- запаса топлива;
- угловое или линейное перемещение элементов ЛА и силовых устано-
вок.
К приборам и системам относятся:
- авиационные манометры;
- авиационные термометры;
- авиационные тахометры;
- указатели положения элементов ЛА (крыло, щитки-закрылки, конусы
и створки воздухозаборников и др.).
К ним относятся также топливоизмерительные системы: топливомеры,
расходомеры, топливомерно-расходомерные системы, системы управления
заправкой и выработкой топлива.
Рабочими жидкостями и газами силовых установок и агрегатов ЛА яв-
ляются:
- авиационное топливо (керосин);
- масло в системах смазки и в гидросистемах;
- сжатые газы (воздух, азот, кислород);
- газы, выходящие из сопла силовой установки.
2. _Авиационные манометры
Манометры предназначены для измерения давления жидкостей и газов.
Наряду с манометрами на ЛА нашли широкое применение сигнализаторы дав-
ления. Их применение помогает разгрузить внимание летчика, так как
электрические сигналы выдаются на световое табло, которые информируют
его о выходе давлений за предельно-допустимые значения.
Величины давлений оцениваются также в наземных условиях с помощью
контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), которая подсоединяется к
штепсельным разъемам наземного контроля.
В настоящее время на ЛА нашли применение механические и электро-
механические манометры.
Механические манометры подразделяются на:
МВ - манометры воздушные;
МГ - манометры гидравлические;
МК - манометры кислородные;
МУ - манометры универсальные.
Принципиальная схема механических манометров представлена на
рис.2.
Механические манометры широкого распространения в авиации не по-
лучили вследствии удаленности трубопроводов с установленными в них ма-
нометрами от объектов контроля, что ведет к ухудшению надежности, жи-
вучести и эксплуатационной технологичности контролируемых систем, а
также и запаздыванию показаний при измерениях.
Этого недостатка лишены электромеханические манометры, у которых
сигналы с электрических преобразователей давления (датчиков), установ-
ленных непосредственно на контролируемых объектах, с помощью электри-
ческой дистанционной передачи выдаются на показывающие приборы, распо-
ложенные в кабине. чувствительными элементами (ЧЭ) механических мано-
метров и сигнализаторов служат манометрические мембраны, коробки,
трубки (см.рис.1).
Электромеханические манометры предназначены для дистанционного
измерения и контроля параметров гидравлических и газовых систем ЛА.
Наиболее распространены Электромеханические манометры типа ЭДМУ, ЭМ,
ЭДММ, ДИМ, ИКГ,МИ, а также комбинированные приборы типа ЭМИ-ЗР,
ЭМИ-ЗРИ. В манометрах ЭДМУ, ЭМ, ЭДММ, ЭМИ-ЗР применяются потенциомет-
рические, в остальных - индуктивные преобразователи давления. В ка-
честве указателей обычно используются логометры.
В построении электромеханических схем и устройств авиационных ма-
нометров широко используются принципы унификации. Так, конструкция
указателя манометра ДИМ аналогична конструкции указателя манометра се-
рии ЭДМУ, в последних в качестве ЧЭ применяются потенциометрические
датчики, которые работают недостаточно надежно из-за перетирания по-
тенциометров их щетками. Это явление вызвано наличием пульсаций дав-
ления жидкостей с амплитудой до 3% от верхнего предела измерения. По
этим причинам манометры серии ЭДМУ на современных ЛА заменяются мано-
метрами серии ДИМ.
Устройство указателя и датчика манометра ЭМ также принципиально
не отличается от устройства указателя и датчика манометра ЭДМУ. Отли-
чие заключается лишь в количестве и расположении катушек логометра
указателя. В трехстрелочном моторном индикаторе ЭМИ-ЗР используются
элекросхемы трех независимых приборов: электромеханического манометра
типа ЭМ - для измерения давления топлива, электромеханического мано-
метра типа ЭДМУ - для измерения давления масла и электрического термо-
метра сопротивления ТЭУ - 48 - для измерения температуры масла. В ком-
бинированных гидрогазовых индикаторах ИКГ используются те же измери-
тельные схемы манометров ДИМ, ЭКГ.
В комплект манометра серии ДИМ входят датчик индуктивного типа и
указатель. Диапазон измерения давлений манометрами этой серии состав-
ляет 0 Ў 300 кГс/см¤. Рассмотрим работу манометра по схеме на рис.3.
Указатель манометра является двухкатушечным магнитоэлектрическим лого-
метром.
Схема манометра представляет собой электрический мост плечами ко-
торого являются катушки индуктивного датчика L1 и L2, а два других
плеча образованы резисторами R1 и R2 в указателе. Питание комплекта
осуществляется ~U = 36B, f = 400 Гц. Диоды D1 и D2 служат для согласо-
вания электрической схемы датчика, работающего на постоянном токе.Ка-
тушки логометра включены в диагональ моста, а общей точкой подключены
к полудиагонали. Катушки имеют одинаковое число витков, но разные раз-
меры причем таким образом, что их оси были расположены под углом 120°,
что и определяет размах шкалы указателя. Для симметрии схемы в цепь
внутренней катушки включается подгоночное сопротивление (на схеме не
показано).
Для компенсации температурной погрешности применяется резистор
Rтк. Под воздействием избыточного давления мембрана прогибается и пе-
ремещает якорь индуктивного датчика, при этом изменяются зазоры ы маг-
нитных цепях катушек L1 и L2.
Изменение зазоров приводит к изменению индуктивности катушек и
перераспределению токов в рамках логометра указателя, в результате
подвижный магнит со стрелкой устанавливается по результирующему векто-
ру магнитного потока катушек логометра. При выключении источника пита-
ния подвижная система логометра возвращается в исходное положение и
стрелка логометра установится в крайнее левое положение за счет ци-
линдрического постоянного магнита, укрепленного в нижней части шкалы
указателя.
Модификацией индуктивных датчиков манометров является индикаторы
комбинированные гидрогазовой системы ИКГ, работающие в комплекте с ин-
дуктивными датчиками ИДМ.На самолете МИГ-29 установлен индикатор ком-
бинированный гидрогазовый ИКГ-1. Он предназначен для дистанционного
измерения и контроля давления гидравлической и пневматической систем,
и измеряет давление жидкости в основной и бустерной гидросистеме и
давление воздуха в основной и аварийных пневмосистемах самолета.
Электрическая схема этого манометра аналогична принципиальной электри-
ческой схеме манометра типа ДИМ. Датчики индуктивные малогабаритные
ИДТ по принципу действия и устройству одинаковы с датчиками ИДТ и име-
ют лишь незначительные конструктивные отличия. 2 датчика ИДМ-260 уста-
новлены в пневматических системах, а 2 датчика ИДМ-300 ─ в гидравли-
ческих.
Сигналы с датчиков выдаются на указатели логометрического типа,
характерной особенностью которых является вертикальное расположение
шкал.
На самолете электропитание индикатора ИКГ-1 и датчиков ИДМ-260 и
МД-300 осуществляется переменным током напряжением 115В, 400Гц от ге-
нератора переменного тока через понижающий трансформатор ТР1-115/36В,
а лампы подсвета - переменным током напряжением 5,5В, 400Гц (рис.4).
Основными элементами схемы являются: 2У - индикатор ИКГ-1, ЗУ и ЧУ -
датчики ИДМ-300 в бустерной и общей гидросистемах; 5У - трансформатор
ТР1-115/36В;
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|