←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
3ТЕМА N 8 "ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ"
3ЗАНЯТИЕ N 1: 0 (2 часа):
_ 31.Назначение, классификация АО и требования, предъявляемые
_ 3к нему.
Непрерывно возрастают боевые качества ЛА и совершенствуются
их тактико-технические характеристики. Это в значительной степени
определяется характеристиками установленного на ЛА комплекса обо-
рудования и вооружения, которые существенно влияют на боеготов-
ность, надежность и эффективность боевого применения ЛА. Комплек-
сирование систем оборудования ЛА вызывает необходимость в сов-
местной эксплуатации оборудования различными специалистами. Так,
например, специалист по СД должен также хорошо знать автоматичес-
кие и автоматизированные системы управления ЛА и его силовой ус-
тановкой, а специалист по РЭО - системы навигации, электроснабже-
ния и т.д.
2К авиационному оборудованию (АО) относится следующее оборудо-
2вание ЛА:
- электрооборудование;
- электрические и электронные системы и устройства управления
силовыми установками;
- электронная автоматика АО;
- приборное оборудование;
- кислородное оборудование;
- защитное снаряжение летчика;
- фотографические и тепловые средства разведки и поиска;
- специальные (нерадиотехнические) средства поиска подводных
лодок;
- бортовые средства автоматизированного контроля;
- бортовые устройства регистрации полетных данных общего
назначения.
2Основные функции, выполняемые АО:
- производство, преобразование и распределение электрической
энергии на ЛА;
- улучшение пилотажных свойств ЛА, обеспечение полетов в СМУ;
- автоматическое и автоматизированное управление ЛА и отдель-
ными системами ЛА;
- контроль основных параметров режима полета, работы силовых
установок и отдельных систем ЛА;
- определение навигационных параметров и производство навига-
ционных расчетов;
- создание комфортных условий для экипажа;
- выполнение воздушного фотографирования.
- 2 -
Важность и сложность функций, выполняемых АО, а также специ-
фичность условий его эксплуатации являются причинами предъявления
к нему весьма высоких требований. 2 Основными требованиями, предъ-
2являемыми к АО, являются:
- обеспечение наиболее полного и эффективного использования
Л.Т.Х. ЛА в условиях боевого применения;
- высокая надежность и безотказность функционирования в
условиях иэменяющихся параметров атмосферы, воэдействия
вибраций, перегрузок;
- минимальное время приведения в боевое состояние;
- удобство и простота эксплуатации;
- минимальная масса и габариты;
- приспособленность оборудования для автоматического контро-
ля его технического состояния;
- унификация деталей, узлов и агрегатов и т.д.
Обеспечить выполнение данных требований очень непросто в свя-
зи с тем, что 2оборудование ЛА работает в условиях 0, значительно
отличающихся от условий, в которых действует наземное оборудова-
ние. 2Эти условия являются весьма сложными и тяжелыми.
2С увеличением в 0ы 2соты полета ЛА:
- изменяется температура атмосферного воздуха - уменьшается
на 6,5 С на каждый километр, а начиная с 11км и примерно
до 35км мало изменяется, составляя около -50 С;
- уменьшается атмосферное давление: на высоте 12км давление
в 6 раз меньше, чем у поверхности земли, а на высоте 20км
- в 16раз;
- уменьшается плотность воздуха: на высоте 12км плотность
воздуха в 4 раза меньше, чем у поверхности земли, а на вы-
соте 20 км - в 14 раз;
- уменьшается влажность воздуха (содержание в воздухе водя-
ных паров), а при высотах более 10км водяные пары в воздухе
почти полностью отсутствуют;
- увеличивается электропроводность воздуха из-за уменьшения
плотности и увеличения интенсивности ионизации воздуха под
действием космических лучей и ультрафиолетовых лучей
Солнца.
При полетах на больших скоростях, превышающих скорость звука
поверхность ЛА и воздух внутри ЛА нагреваются вследствие сильного
сжатия воздуха в пограничном слое. Например, если средняя темпе-
ратура обшивки ЛА на высотах порядка 20км при скорости, соответс-
твующей М=1, составляет около 20 С, то при скорости полета, соот-
- 3 -
ветствующей числу М=2, она может достигать 200 С.
Изменения режимов полета ЛА,работы силовой установки приводят
к изменению положения оборудования в пространстве и появлению ме-
ханических сил, действующих на оборудование ЛА:
- ударные силы при взлете и посадке;
- силы инерции (перегрузка) - до 10g и более;
- вибрация с частотой 0,5-2000 Гц и амплитудой до 2,5 мм.
На ЛА присутствуют различные агрессивные среды (пары топлив,
масел и т.д.).
Изменение в таких широких пределах физических свойств окружа-
ющего воздуха, механические силы, а также присутствие агрессивных
сред оказывают значительное влияние на работу оборудования ЛА.
Например, изменение температуры вызывает изменение электри-
ческого сопротивления проводов (в 1,5 раза), емкости аккумулято-
ров, вязкости смазочных веществ, геометрии деталей и узлов, меха-
нической прочности материалов и т.д. С изменением температуры и
плотности воздуха значительно меняются условия охлаждения обору-
дования (на больших высотах условия охлаждения значительно ухуд-
шаются). Изменение плотности, вязкости и электропроводности воз-
духа значительно влияет на условия коммутации электрических ма-
шин, продолжительность горения электрической дуги, сопротивление
изоляции и т.д.
Поэтому для обеспечения выполнения требований, предъявляемых
к АО применяются специальные конструктивные решения, используются
специальные материалы и особые технологии производства оборудова-
ния. Необходимо иметь в виду, что установленные сроки службы АО
ЛА более короткие, чем сроки службы наземного оборудования.
2. _ 3ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЛА.
2Все электрическое оборудование ЛА в зависимости от назначения
2можно разделить на три основные группы:.
1. Источники электрической энергии, преобразователи, их ре-
гулирующие и защитные устройства.
2. Системы передачи и распределения электрической энергии.
3. Потребители электрической энергии.
2К первой группе относятся: 0 электрические генераторы постоян-
ного и переменного тока, химичес-
кие источники тока, выпрямители,
трансформаторы, электромашинные и статические преобразователи,
устройства управления, регулирования и защиты источников электри-
ческой энергии.
- 4 -
2Вторую группу составляют: 0 электрическая бортовая сеть (элект-
рические провода и жгуты), аппара-
тура коммутации, управления и защи-
ты электрических сетей, контрольно-измерительные приборы, монтаж-
ное и установочное оборудование (разъемы, распределительные уст-
ройства, пульты и т.п.).
2В третью группу входят: 0 различные электроприводы, осветитель-
ные и светосигнальные устройства,
противообледенительные и обогрева-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|