←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
3ТЕМА N 9 "ПРИБОРНОЕ И ВЫСОТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ".
3ЗАНЯТИЕ N 1 0 (2 часа).
31. _Состав приборного оборудования.
Успешное выполнение полетного задания экипажем самолета не-
мыслимо без качественной подготовки авиационной техники, в том
числе авиационных приборов к полету. В авиационном оборудовании
самолета приборы играют особую роль. В соответствии с основным
документом инженерно-авиационной службы - наставлением по инже-
нерно-авиационному обеспечению /НИАО-90/, 2в состав приборного
2оборудования входят: 0
- аэрометрические приборы и системы их воздушного питания;
- централизованные системы измерения параметров движения са-
молета относительно воздушной среды;
- гироскопические пилотажные и навигационные приборы;
- бортовые авиационные часы;
- акселерометры;
- недистанционные компасы;
- указатели перегрузок;
- электрические приборы контроля работы силовых установок,
масляных, гидравлических и воздушных систем;
- аппаратура контроля вибраций;
- приборы контроля параметров воздуха в герметических кабинах
и отсеках;
- устройства контроля положения элементов летательного аппа-
рата и силовых установок;
- приборы средств аварийного покидания самолета.
Все приборы можно классифицировать по назначению и принципу
действия.
2По назначению авиационные приборы подразделяются на три груп-
2пы:
1 - пилотажно-навигационны приборы (ПНП);
2 - приборы контроля работы силовых установок;
3 - приборы контроля за работой отдельных систем и агрегатов.
2К пилотажно-навигационным 0 относятся приборы, необходимые для
пилотирования самолета и решения навигационных задач.
2Во вторую группу 0 входят приборы, которые позволяют:
- устанавливать наиболее экономичный режим работы двигателей;
- контролировать температурный режим двигателей;
- получать максимальную тягу.
2Приборы третьей группы 0 контролируют большое число параметров
отдельных систем и агрегатов самолета и наиболее различаются меж-
ду собой в зависимости от предназначения летательных аппаратов и
их конструктивных особенностей.
2По принципу действия авиационные приборы подразделяются на
2следующие группы:
- 2 -
1. манометрические приборы - их работа основана на измерении
разности давлений. К ним относятся указатели скорости;
2. барометрические приборы - их действие основано на измере-
нии абсолютного давления. К ним относятся высотомеры, дат-
чики высоты, корректоры и т.д.;
3. гироскопические приборы - приборы, работающие на использо-
вании свойств двух- и трехстепенного гироскопа (ДА-200П,
ВК-53РВ);
4. электрические приборы - их работа основана на измерении
неэлектрических величин электрическим способом;
5. магнитные компасы - их работа основана на свойстве свобод-
но подвешенного магнита ориентироваться в направлении маг-
нитного меридиана Земли (КИ-13);
6. механические приборы - их работа основана на использовании
законов механики (АЧС-1);
7. оптические приборы - их работа основана на законах оптики
(прицелы, визиры);
8. комплексные агрегатные приборы, в которых работа основных
элементов основана на использовании различных физических
законов (курсовые системы, астроориентаторы и др.).
Прежде чем перейти к изучению авиационных приборов, нам необ-
ходимо рассмотреть параметры движения летательного аппарата.
Итак, след 1у 0ющий вопрос -
32. _ Параметры движения летательного аппарата.
Движение летательного аппарата (ЛА) состоит из поступательно-
го движения центра масс (ЦМ) и вращательного движения вокруг
центра масс, которые характеризуются соответственно линейными и
угловыми координатами, скоростями и ускорениями. Для определения
параметров движения ЛА используются следующие системы координат:
1. нормальная земная 1О 0o Xo Yo Zo (неподвижная);
2. нормальная 1 0 1О 0 Xo Yo Zo 1 ┐
3. связанная О X1 Y1 Z1 │ подвижные.
4. скоростная О X Y Z ┘
Помимо этих четырех систем координат, ГОСТ предусматривает
еще 9 систем, но мы будем оперировать четырьмя наиболее часто ис-
пользуемыми в авиации системами (см.рис. 1, 2). Рассмотрим пере-
численные системы более подробно.
1. Оо Xo Yo Zo - нормальная земная,ее начало находится в точ-
ке вылета или посадки, а оси расположены:
ОоХо - по заданному направлению полета (вплоскости горизонта);
ОоYо - по местной вертикали;
ОоZo - так, чтобы была правая система координат.
Положение центра масс ЛА по отношению к системе ОоХоУоZо оп-
ределяется: дальностью L, боковымотклонением Z, а также их первы-
ми и вторыми производными, т.е. скоростями и ускорениями.
- 3 -
2. О Xo Yo Zo - нормальная, ее начало находится в центре масс
ЛА, а оси параллельны осям системы Оо Xo Yo
Zo.
13 0. 3 0О Х1 Y1 Z1 3 0- 3 0связанная, ее начало находится в центре масс
ЛА, а оси направлены:
- продольная ось ОХ1 3 0- из ЦМ вперед (к носу
ЛА);
- поперечная ось ОZ1 - из ЦМ к правому полук-
рылу;
- нормальная ось ОY1 - так, чтобы образо-
вать правую систему координат.
Плоскость Х1ОY1 называется плоскостью симметрии ЛА. Угловое
положение ЛА определяется углами Эйлера, которые вводятся после-
довательным поворотом связанной системы координат относительно
нормальной системы (см. рис.3).
2Угол рысканья 0 ( 7J 0)есть угол в горизонтальной плоскости, отсчи-
тываемый от оси ОХо до проекции ОХ' продольной оси ЛА на плос-
кость горизонта. Вектор 7J 0угловой скорости рысканья направлен по
линии ОУо местной вертикали.
2Угол тангажа 0 ( 7q 0) 7 0есть угол в вертикальной плоскости, отсчиты-
ваемый от горизонтальной плоскости до продольной оси ЛА. Вектор
7q 0угловой скорости тангажа лежит в плоскости горизонта.
2Угол крена 0 ( 7g 0) есть в общем случае угол в наклонной плоскости
Y1ОZ1, перпендикулярной к продольной оси ОХ1 ЛА, отсчитываемый от
горизонтальной плоскости до поперечной оси ОZ1 ЛА. Вектор 7g 0угло-
вой скорости крена направлен по продольной оси ЛА.
4. О X Y Z - скоростная система координат (рис.3), ее начало
находится в центре масс ЛА, а оси расположены:
ОХ - по направлению вектора V истинной воздушной
скорости (т.е. скорости движения ЛА относи-
тельно воздуха);
ОY - в плоскости симметрии ЛА;
ОZ - образует с ними правую систему координат.
Положение скоростной системы координат относительно связанной
системы определяется углами атаки и скольжения.
2Угол атаки 0( 7a 0) есть угол в плоскости симметрии ЛА между
проекцией вектора истинной воздушной скорости на эту плоскость и
продольной осью ОХ1.
Разность между углами тангажа и атаки называется 2углом накло-
2на траектории 7Q 0= 7 q 0 - 7 a 0 , который отсчитывается в плоскости сим-
метрии ЛА от горизонтальной плоскости до проекции вектора истин-
p>
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|