←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
3ТЕМА N 9 2 3"ПРИБОРНОЕ И ВЫСОТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛА"
3ЗАНЯТИЕ 2 3N 2 0 (2 часа)
31. _ Состав приборов контроля работы силовых установок
_ 3и контролируемые параметры.
Приборы и системы контроля работы силовых установок и агрега-
тов ЛА предназначены для измерения рабочих параметров силовых
установок и элементов положения ЛА и выдачи электрических сигна-
лов,пропорциональных этим параметрам на приборы визуального конт-
роля и световые табло,а также в системы автоматического управле-
ния работой силовых установок.
2К приборам и системам относятся:
-авиационные манометры;
-авиационные термометры;
-авиационные тахометры;
-датчики и сигнализаторы;
-указатели положения элементов ЛА (крылья,щитки-закрылки,ко-
нус,створки воздухозаборников и др.).
-топливоизмерительные системы:топливомеры,расходомеры,системы
управления заправкой и выработкой топлива.
2Контролируемыми рабочими параметрами силовых установок явля-
2ются:
-температура и давление рабочих жидкостей и газов;
-частота вращения роторов силовых установок;
-запас и расход топлива, масел, газов;
-угловое или линейное перемещение элементов ЛА и силовых ус-
тановок.
2Рабочими жидкостями и газами силовых установок и агрегатов ЛА
2являются:
-авиационное топливо (керосин);
-масло в системах смазки и в гидросистемах;
-сжатые газы:воздух,азот кислород;
-газы,выходящие из сопла силовой установки.
32. _ Авиационные манометры.
Манометры предназначены для измерения давления жидкостей и
газов.Наряду с манометрами на ЛА нашли широкое применение сигна-
лизаторы давления.Их применение помогает разгрузить внимание лет-
чика,так как электрические сигналы выдаются на световые табло,ко-
торые информируют его о выходе давлений запредельно-допустимые
значения.
2На ЛА нашли применение механические и электромеханические ма-
2нометры 0.Чувствительными элементами (ЧЭ) механических манометров и
сигнализаторов служат манометрические мембраны,коробки трубки
- 2 -
(см.рис.1).
2Механические манометры подразделяются на:
-МВ-манометры воздушные;
-МГ-манометры гидравлические;
-МК-манометры кислородные;
-МА-манометры универсальные.
Принципиальная схема механических манометров представлена на
рис.2.
К электрическим манометрам относятся манометры серии ДИМ-Т -
-дистанционные индуктивные манометры теплостойкие. В комплект ма-
нометров серии ДИМ входит указатель и датчик индуктивного типа.
Диапазон измерения давлений манометрами этой серии составляет
0-300 кГс/см 52 0.
Рассмотрим работу манометра серии ДИМ по схеме представленной
на рис.3.
Указатель манометра является двухкатушечным магнитоэлектри-
ческим логометром. Схема манометра представляет собой электри-
ческий мост,плечами которого являются катушки индуктивного датчи-
ка L1 и L2, а два другие плеча образованы резисторами R1 и R2 в
указателе. Питание комплекта осуществляется переменным током
U=36B,f=400Гц от генератора переменного тока через трансформа-
тор.Диоды Д1 и Д2 предназначены для согласования электрической
схемы датчика,работающего на переменном токе с указателем,работа-
ющим на постоянном токе. Катушки логометра включены в диагональ
моста,а общей точкой подключены к полудиагонали. Оси катушек рас-
положены под углом 120 5o 0,что и определяет размах шкалы указате-
ля. Для компенсации температурной погрешности применяется резис-
тор Rтк. Под воздействием избыточного давления мембрана прогиба-
ется и перемещает якорь индуктивного датчика, при этом изменяются
зазоры в магнитных цепях катушек. Изменение зазоров приводит к
изменению индуктивности катушек и перераспределению токов в рам-
ках логометра указателя,в результате подвижный магнит со стрелкой
устанавливается по результирующему вектору магнитного потока ка-
тушек логометра. При выключении источника питания подвижная сис-
тема логометра возвращается в исходное положение и стрелка лого-
метра устанавливается в крайнее левое положение за счет цилиндри-
ческого постоянного магнита, укрепленного в нижней части шкалы
указателя.
2На самолете МИГ-29 0 нашли широкое применение индуктивные мало-
габаритные датчики типа ИМД. Они используются в комплекте индика-
тора комбинированного гидрогазового ИКГ-1. ИКГ-1 предназначен для
дистанционного измерения и контроля давления гидравлической и
пневматической систем,и измеряет давление жидкости в общей и бус-
терной гидросистеме (2 датчика ИМД-300) и давление воздуха в ос-
новной и аварийной пневмосистемах самолета (2 датчика ИМД-260).
ИКГ-1 имеет 4 продольные шкалы и диапазон измерения давления в
- 3 -
- 4 -
гидравлической системе от 0 до 300 кГс/см 52 0,а в пневмосистеме - от
0 до 260 кГс/см 52 0.
2На вертолете МИ-24 0 используются манометры ДИМ-40-для контроля
работы воздушной системы и ДИМ-100- для контроля работы гидравли-
ческой системы.
33. _ Авиационные термометры.
Предназначены для измерения температуры жидкостей и газов.По
принципу действия термометры подразделяются на термоэлектрические
термометры и термометры сопротивления.
3.1. _ 2Термоэлектрические термометры.
Предназначены для измерения температуры выходящих газов сило-
вых установок. К ним предъявляются высокие требования по точности
измерения. Их принцип действия основан на измерении с помощью
милливольтметра термо-ЭДС,возникающей при нагреве спая двух раз-
нородных металлов (термоэлектродов). Такой спай получил название
термопары.
Термо-ЭДС возникает и на свободных концах термопары ,соеди-
ненных через вольтметр (холодный спай),шкала которого проградуи-
рована в 5 о 0С.Ее величина определяется температурой окружающей сре-
ды.В результате милливольтметр будет измерять разность термо-ЭДС
Ет между "горячим" Е1 и "холодным" Е2 спаями
Ет=Е1-Е2 (1)
В термопарах термоэлектроды делаются из специальных сплавов
типа "НК-СА" (никель-кобальт-спецалюмель);"ХА"-(хромель-алю-
мель),термо-ЭДС которых возникает при температуре 0 5о 0С-("ХА"),либо
при температуре более 300 5о 0С-("НК-СА").
2На самолете МИГ-29 установлен термоэлектрический термометр
2ИТГ-1.
Термоэлектрический термометр ИТГ-1 (см. рис. 4) предназначен
для измерения температуры "Тч" заторможенного потока газов за
турбиной двигателя при работе двигателя на земле и в полете,а
также выдачи сигналов на усилитель регулятора температуры га-
зов,конструктивно находящегося в блоке предельных регуляторов
БПР-88.
Регулятор температуры газов блока БПР-88 является одним из
основных элементов системы регулирования температуры выходящих
газов "Т4". Последняя предотвращает перегрев лопаток турбины
компрессора АД и выход их из строя.
- 5 -
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|