Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Безопасность жизнедеятельности /

Безопасность жизнедеятельности

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганского Государственного Университета

Контрольная работа

По Безопасность жизнедеятельности

Студенты:/________________/Никифоров В. А.

Группа МСЗ-6106

Направление

(специальность) 030500 – Профессиональное обучение

Руководитель: __________________/ /

Курган 2002

Физиологические основы деятельности. Динамика работоспособности. Оценка тяжести напряженности труда.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают сущест¬венное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его произ¬водительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном —до 50 % рабочего времени — отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряже¬ния сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вила труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной ак¬тивности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии улиц умственного груда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнета¬ющее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковре¬менной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиоло¬гической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизиро¬ванные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством: групповые формы труда (конвейе¬ры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особен¬ностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конеч¬ностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро насту¬пает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который цели¬ком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполне¬нием простых операций на обслуживании станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп. и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выпол¬нения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или рече двигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к дей¬ствию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального груда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд пре¬подавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организа¬цией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчер характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженно¬стью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответст¬венностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается посто¬янными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного реше¬ния, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; на¬личием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая зна¬чительного объема памяти, напряжения, внимания, — это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, компози¬торов, художников, архитекторов приводит к значительному повыше¬нию нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности. Мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих авто¬маты) —11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу сред¬ней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), —12,5... 15,5 МДж; для работни¬ков, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, метал¬лургов, лесорубов, грузчиков), —16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5—10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя—на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе—на 40...50 %. При интенсивной ин¬теллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией —на 94 %, у операторов вычис¬лительных машин —на 60...100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напря¬женности выполняемой работы, имеющим важное значение для опти¬мизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитыва¬ется объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функ¬ционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,— при физическом труде, и эмоцио¬нальным — при умственном труде, когда имеет место информацион¬ная перегрузка.

Физическая тяжесть труда —это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести про¬изводится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяже¬сти (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более—тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»