Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Безопасность жизнедеятельности /

Введение в информационную безопасность

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Скачать реферат


обслуживающего персонала, а также внешние воздействия - природные (землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.), техногенные (пожары, перебои с энергоснабжением, прорывы водопровода и канализации и т. п.) и социальные (террористические акты, беспорядки, военные действия и т.д.). Российская действительность такова, что отечественные компании подвержены воздействию всех этих факторов (возможно, не считая природных катаклизмов) в значительно большей степени, чем фирмы из экономически развитых стран.

На надежности систем отрицательно сказываются и наличие большого количества устройств, собранных из комплектующих низкого качества, и нередкое использование нелицензионного ПО. Аппаратное и программное обеспечение зачастую не отвечает требованиям совместимости, а "прописанная" в соответствующих файлах конфигурация систем - имеющимся аппаратным ресурсам. Виной тому может стать недостаточная компьютерная грамотность ответственных за поддержание компьютерной системы сотрудников. Иными словами, чрезмерная экономия средств (на обучение персонала, закупку лицензионного ПО и качественного оборудования) приводит к уменьшению времени безотказной работы и значительным затратам на последующее восстановление системы. Скупой, как известно, платит дважды.

Важным фактором является недостаточно высокая квалификация персонала. Авторы отнюдь не собираются оспаривать утверждение, что в России работает множество талантливых специалистов-компьютерщиков. Вопрос заключается в том, насколько эти таланты пригодны для выполнения обязанностей системного администратора корпоративной сети, в которой работают обычные бизнес-приложения. К сожалению, человек, обладающий мастерством на уровне хакерства и умеющий работать с разнообразным ПО и отлично разбираться в сложных ситуациях (что, безусловно, очень полезно), способен превратить информационную систему в цирк, на арене которого безостановочно сменяют друг друга версии и названия программ. Причем, как правило, замены производятся без глубокого понимания преимуществ нового пакета и не сопровождаются соответствующими организационными мероприятиями. Это и порождает различные сложные ситуации, которые затем мастерски преодолеваются (увы, не всегда быстро и без потерь). Должности системного администратора в большей степени соответствует другой тип специалиста - эмоционально устойчивый консерватор, способный реализовать комплексный подход для предупреждения внештатной ситуации, и руководствующийся в своей деятельности принципом Оккама "Не плоди сущности без надобности".

Что же касается внешних воздействий на информационную систему, то, действительно, ураганы и цунами в Москве - большая редкость, а землетрясения происходят в основном при появлении на улицах города большого числа бронетехники, но это уже другой фактор риска. Зато качество работы наших городских электросетей давно стало притчей во языцех, прорыв же канализации - и вовсе событие, значительно более вероятное, чем извержение вулкана или падение метеорита. Это усугубляет рискованность бизнеса, поскольку подобные несчастья, как правило, не относятся к разряду форс-мажорных обстоятельств, а, соответственно, компания не освобождается от штрафов в случае невыполнения обязательств.

В комплекс мероприятий по защите информационной системы от несчастных случаев специалисты компаний, занимающихся системной интеграцией, включают целый ряд действий, направленных на предотвращение внештатной ситуации, а не ликвидацию ее последствий. Разберем, для начала, средства, обеспечивающие бессбойную работу системы.

Источники бесперебойного питания

Компьютерная система энергоемка, и потому первое условие ее функционирования - бесперебойная подача электроэнергии. Необходимой частью информационной системы становятся источники бесперебойного питания для серверов, а по возможности, и для всех локальных рабочих станций. Специалисты компании IBS также рекомендуют дублировать электропитание, используя для этого различные городские подстанции. Такое решение особенно полезно для крупной корпоративной информационной системы, размещенной в большом городе, где перебои энергоснабжения чаще всего локализуются в одном сегменте. В небольших городах, в которых электроснабжение значительно хуже, сотрудники фирмы "Оптима" советуют для кардинального решения проблемы устанавливать резервную силовую линию от собственного мотор-генератора (разумеется, с соблюдением всех норм пожарной безопасности).

Выбор надежного оборудования

Важнейшим фактором обеспечения надежности работы системы является подбор соответствующего оборудования. Практически все отечественные системные интеграторы рекомендуют заказчикам применять технику известных компаний, так называемый brand name. Такое оборудование проходит серьезный выходной контроль изготовителя, имеет высокий уровень совместимости и длительный срок гарантийного обслуживания.

Для гарантийного ремонта установленной техники в России существуют сервисные центры большинства компаний-производителей, созданные на базе либо представительства поставщика, либо отечественной компании, которая имеет необходимых специалистов и авторизована для выполнения такого рода работ. Поэтому, как правило, обещанный рекламой мировой уровень обслуживания становится доступным и российскому потребителю. Есть, конечно, и печальные исключения - скажем, Compaq и American Power Conversion (APC) уже стали классическими примерами производителей, "забывших" за океаном свой знаменитый сервис. Стандартный гарантийный срок на серверы и компьютеры (за исключением моделей низкого уровня) составляет три года, на периферийное оборудование - один год. Ряд производителей предоставляет гарантию типа on-site (с выездом специалиста к заказчику), другие за подобные услуги требуют дополнительную плату.

Как известно, производительность и живучесть информационной системы во многом зависит от работоспособности серверов. Большинство современных серверов обладают набором специальных аппаратных и программных средств, позволяющих предсказывать возможный выход из строя процессоров и жестких дисков. Во время гарантийного периода при поступлении сигнала о грядущем сбое устройства пользователь может потребовать от поставщика бесплатной замены подозрительного компонента, не дожидаясь его фактического отказа. При необходимости обеспечения круглосуточной бесперебойной работы информационной системы используются специальные отказоустойчивые компьютеры, т. е. такие, выход из строя отдельного компонента которых не приводит к отказу машины. В России наиболее известна высоконадежная техника компаний Stratus и Tandem. Из-за своей высокой стоимости она не получила в нашей стране широкого распространения и используется лишь крупными компаниями, бизнес которых в значительной степени зависит от работы компьютерной системы. Например, техника Tandem установлена примерно в полуторе десятков компаний, в число которых входят телекоммуникационная компания "Спринт", аэропорт "Пулково" и ING Bank.

Остается упомянуть о мелочах - сетевых розетках, разъемах, кабелях и т.д. Они также должны быть надлежащего качества, потому что система не сможет реализовать весь свой потенциал, если в ней окажется даже одна некачественная розетка.

Выбор программного обеспечения

Набор оборудования, связанного коммуникационными линиями, превращается в информационную систему, лишь получив свое внутреннее содержимое - программное обеспечение (ПО) и данные. Сама архитектура современных сетевых операционных систем (ОС) в значительной степени защищает их от некорректного обращения, и потому лишь немногие действия прикладных программ или драйверов периферийных устройств способны привести к их краху. Большинство бизнес-приложений сертифицированы для работы с популярными ОС. Тем самым фирма-разработчик операционной среды гарантирует корректную инсталляцию и работу приложения в данной ОС.

Многообразие периферийных устройств усложняет организацию обращения к ним из ОС и прикладных программ. Поэтому системные интеграторы рекомендуют при выборе операционной среды обращать особое внимание на ее оснащенность драйверами и утилитами, перекрестную сертификацию оборудования и ПО, а также избегать использования доморощенных приложений. Помимо потенциальной несовместимости, последние имеют еще один недостаток - отсутствие поддержки производителя.

Среди сетевых операционных систем, используемых в России, наиболее популярны Microsoft Windows NT и Novell NetWare, причем в оценках доли рынка каждой из них мнения интеграторов расходятся. До недавнего времени NetWare лидировала со значительным отрывом, чему способствовало большое число специалистов и компаний, сертифицированных Novell. Сейчас этот разрыв достаточно быстро сокращается, растет число компаний со статусом Microsoft Solution Provider. Увеличение интереса к продуктам Microsoft во многом вызвано политикой компании, разумно вкладывающей значительные средства в обучение партнеров, в частности спонсирующей сдачу экзаменов системными инженерами Novell по курсам Microsoft. Что же касается Unix-систем, они поддерживаются ограниченным числом интеграторов и, видимо, большей частью ориентированы на российские отделения зарубежных компаний, исторически приверженных операционной системе UNIX.

Восстановление бизнеса после бедствия

Выбор надежного оборудования и ПО позволяет до определенной степени предотвратить сбой информационной системы. Однако встречаются и неподвластные системному администратору ситуации, влекущие за собой уничтожение информационной системы или какой-либо ее части. В условиях сложных деловых связей "падение" одной компании, к сожалению, ставит под удар функционирование многих ее партнеров. Некоторые из подобных ситуаций могут быть отнесены к разряду форс-мажорных, и потому связанное с ними невыполнение обязательств перед партнерами не повлечет за собой штрафных санкций. Некоторые

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»