Безопасность жизнедеятельности /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
на тему:
«ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Москва, 2002
Оглавление
1. Введение 3
2. Принципы, формы и методы обучения 4
3. Организация обучения на промышленном объекте 7
4. Учения по гражданской обороне 11
5. Заключение 20
6. Список литературы 21
1. Введение.
Обучение населения защите от воз¬действия оружия массового пораже¬ния и других средств нападения про¬тивника — одна из основных задач Гражданской обороны Российской Федерации. Обучение ор¬ганизуется и проводится на основании указаний старших начальников гражданской обороны и их штабов, а также указаний и реше¬ний местных органов по вопросам гражданской обороны. Обучение гражданской обороне является всеоб¬щим для граждан России. Поэтому этот вопрос актуален и сегодня.
Ответ¬ственность за обучение руководящего состава гражданской обороны, рабочих и служащих на объекте, а также населения, проживающего в жилом ведомственном секторе, возлагается на начальника гражданской обороны объекта. Через штаб гражданской обороны объекта он организует, обеспечивает и руко¬водит проведением учебных мероприя¬тий, осуществляет постоянный конт¬роль за своевременным и качествен¬ным проведением занятий и учений.
На объекте, в соответствии с функ¬циональными обязанностями по граж¬данской обороне, рабочие и служащие условно подразделяются на следую¬щие категории обучаемых: руководя¬щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и служащие; население, не занятое в сферах произ¬водства и обслуживания, проживаю¬щее в жилом ведомственном секторе. Каждая категория обучается по специально разрабатываемым про¬граммам.
2. Принципы, формы и методы обучения.
Общими принципами при организа¬ции и проведении обучения населения гражданской обороне являются: научность; обучение то¬му, что необходимо в условиях воен¬ного времени; систематичность и по¬следовательность; сознательность и активность; наглядность и доступ¬ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; коллективизм и индивидуальный подход в обучении; выработка морально-психологической стойкости.
Качество обучения населения гражданской обороне зависит от правильно примененных форм и методов обучения. Формы обу¬чения выражают организационную сторону учебного процесса. Они преду¬сматривают состав и группировку обучаемых; структуру занятия (уче¬ния); место, время и продолжитель¬ность его проведения; роль и специфи¬ку деятельности обучаемых и руково¬дителя занятий.
Формы обучения: классные заня¬тия, тренировки, тактико-специальные учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения гражданской обороны.
Метод обучения — это способ или прием, посредством которого руково¬дитель занятия, опираясь на созна¬тельность обучаемых, вооружает их знаниями, умением, навыками и фор¬мирует у них необходимые умствен¬ные и физические качества для выпол¬нения задач гражданской обороны. Основной метод обу¬чения — практические занятия. При обучении руководящего состава гражданской обороны предусматриваются лекции, практиче¬ские занятия и групповые упражне¬ния. Изучение программы завершает¬ся участием руководящего состава в комплексном учении по гражданской обороне, в ходе которого совершенст¬вуются знания и практические навыки гражданской обороны в различных условиях обстановки и управлении силами гражданской обороны.
При подготовке командно-начальст¬вующего состава проводятся семинары, классно-групповые и практические занятия, а также практикуется участие в штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава — практические за¬нятия.
Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство¬вания навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия массового пора¬жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, отработки норма¬тивов по практическому обучению за¬щите от оружия массового поражения.
Планирование и учет. Планирова¬ние подготовки руководящего состава, формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля¬ется на основании приказа начальника гражданской обороны района (города) и директивных указаний министерств (ведомств), программ подготовки, выписок из планов комплектования курсов и учебных заведений повышения квалификации.
При планировании подготовки по гражданской обороне на объекте рекомендуется разра¬батывать следующие документы:
1. При¬каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по гражданской обороне за минувший и за¬дачам на новый учебный год;
2. План основных мероприятий подготовки ру¬ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и обучения населе¬ния, не занятого в сферах производст¬ва и обслуживания, проживающего в жилом ведомственном фонде;
3. Распи¬сание занятий с каждой учебной груп¬пой; перечень тем штабных трениро¬вок и учений по ГО;
4. План-заявку под¬готовки руководящего и командно-на¬чальствующего состава на курсах ГО в новом учебном году.
Кроме указанных документов на объекте могут дополнительно разрабатываться следующие документы:
• Гра¬фик использования учебно-материаль¬ной базы объекта;
• Месячный план ра¬боты штаба гражданской обороны объекта.
На основании приказа, плана, программ, руководящих документов по гражданской обороне созда¬ются учебные группы в структурных подразделениях и составляется распи¬сание занятий для каждой учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и команд¬но-начальствующего состава составля¬ет начальник штаба гражданской обороны объекта; бойцов формирований — командиры фор¬мирований; обучающихся остальных категорий — руководители занятий. Дни занятий определяются начальни¬ком гражданской обороны объекта. В расписаниях заня¬тий необходимо отражать последова¬тельность отработки тем учебных за¬нятий, предусмотренных программами обучения.
Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид¬ном месте, вблизи рабочих мест, что¬бы каждый обучающийся мог его свое¬временно прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи¬мых занятий организует и ведет штаб гражданской обороны объекта. С этой целью ведутся журналы учета проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает руководитель учебной группы.
3. Организация обучения на промышленном объекте.
Подготовка руководящего состава. Цель обучения — подготовка руково¬дящего состава объекта к практичес¬кому выполнению своих функциональ¬ных обязанностей по гражданской обороне, а также постоянное совер¬шенствование знаний и закрепление навыков в решении задач гражданской обороны на объекте. От уровня теоре¬тических знаний и практических навы¬ков руководящего состава зависит их умение управлять силами и средства¬ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.
Обучение руководящего состава осуществляется на курсах гражданской обороны, на факультетах и кур¬сах повышения квалификации, в ВУЗах, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители начальника гражданской обороны объекта, работники штаба и начальники служб гражданской обороны и главные специалис¬ты, начальники цехов и равных им структурных подразделений, команди¬ры формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений, обучают¬ся по программе подготовки формиро¬ваний). Состав учебной группы руко¬водящего состава определяет началь¬ник гражданской обороны объекта своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем сборов или периодических занятий на учебно-ма¬териальной базе своего объекта. Заня¬тия с учебной группой руководящего состава проводят: начальник граж¬данской обороны объекта, его замес¬тители, начальник штаба гражданской обороны объекта, начальники служб и главные специа¬листы.
В научно-исследовательских учреж¬дениях, конструкторских бюро и учеб¬ных заведениях для проведения заня¬тий по отдельным темам привлекаются научные работники, специалисты на¬родного хозяйства и преподаватель¬ский состав.
Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла¬женным действиям в очагах пораже¬ния (зонах заражения), районах сти¬хийных бедствий, крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна¬чением.
На командно-начальствующий со¬став возлагается ответственность по поддержанию на необходимом уровне готовности формирований к выполне¬нию возложенных на них задач в сложных условиях быстро меняющей¬ся обстановки. Обучение личного со¬става формирований на объекте про¬водится ежегодно и включает общую, специальную подготовку и тактико-специальные учения.
Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под¬готовки рабочих и служащих и орга¬низуется по цехам, производствам, от¬делам, бригадам и т. д.
Специальная подготовка и такти¬ко-специальные учения проводятся в рабочее
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|