Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Безопасность жизнедеятельности /

Транспортное средство как источник повышенной опасности. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Транспортное средство как источник повышенной опасности. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте.

План:

Опасность использования транспортных средств 3

Дорожно-транспортные происшествия 5

Влияние человеческого фактора на аварийность на транспорте 7

Влияние природных условий на аварийность на транспорте 9

Список использованной литературы: 11

Опасность использования транспортных средств

Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой.

В результате действия опасностей, свеянных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.

Интенсивность опасности – степень её напряженности, которая выражается скоростью возможного наступления угрожающего события, его количественной и качественной характеристиками. Количественная характеристика включает повторяемость угроз за определённый период времени и масштабы их проявления. Качественная оценка состоит в силе разрушительного воздействия ожидаемого события.

Так, аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран.

По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Таким образом, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.

Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах.

Общее количество ДТП, число погибших и раненых по Российской Федерации, Северо-Западному федеральному округу, г. С.-Петербургу за январь-июль 2004 г. составили:

ДТП Погибло Ранено Тяжесть послед. ДТП

абс. ± % к

АППГ абс. ± % к

АППГ абс. ± % к

АППГ

POCCИЙCKAЯ ФEДEPAЦИЯ 105955 4,2 16700 0,4 129191 5,5 11,4

Северо-Западный округ 11993 8,1 1652 4,2 14473 9,3 10,2

г. С.-Петербург 4357 13,2 401 9,0 4932 14,3 7,5

ВОЗ также подсчитала, что 90% всех ДТП случается в странах с бедной экономикой. Кроме того, эксперты вывели «портрет» среднестатистической жертвы дорожных аварий — это мужчина в возрасте от 15 до 44 лет на мотоцикле.

ДТП наносят обществу большой социально-экономический ущерб, глобальные экономические потери составляют, по информации Всемирного Банка, около 500 миллиардов долларов в год.

Только на уход за пострадавшими, по данным ВОЗ, расходуется 425 миллиардов евро в год.

Таким образом, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.

Дорожно-транспортные происшествия

Правила дорожного движения Российской Федерации определяют дорожно-транспортное происшествие как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб» .

Таким образом, для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само событие должно быть связано с этим транспортным средством и последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Внезапная смерть в транспортном средстве пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, т.к. это событие не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие ДТП.

Столкновение - вид ДТП, при котором движущиеся транспортные средства сталкиваются между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду ДТП относятся также столкновения движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся (из-за технической неисправности или перед светофором) или же столкновения железнодорожного подвижного состава с остановившимся на переезде автомобилем.

Опрокидывание - событие, при котором автомобиль опрокинулся сам без столкновения или наезда на препятствие. Чаще всего опрокидывание происходит из-за резкого маневрирования или торможения, выезда на скользкую дорогу или обочину, а также в случае, когда водитель не справляется с управлением.

Наезд на стоящее транспортное средство - это происшествие, при котором движущийся автомобиль совершает наезд на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - это ДТП, при котором транспортное средство наезжает на неподвижный объект (перила моста, столб, дерево, ограждение и т.п.).

Наезд на пешехода - это трагический вид ДТП, возникающего в случаях, когда транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущийся автомобиль либо перевозимый им груз, выступающий за пределы кузова (доски, бревна, трубы, плиты, металлоконструкции и т.п.).

Наезд на велосипедиста - это происшествие, которое возникает, когда автомобиль наехал на велосипедиста или сам велосипедист на¬толкнулся на движущийся автомобиль.

Наезд на гужевой транспорт - ДТП, при котором транспортное средство наехало на упряжки животных или повозку, передвигаемую животными, а также если сами упряжные животные натолкнулись на движущийся автомобиль.

Наезд на животных - это вид ДТП, когда автомобиль наехал на диких или домашних животных, птиц или они ударились о лобовую часть автомобиля, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

Прочие ДТП относятся к группе происшествий, которые не характеризуются признаками, относящимися к вышеперечисленным видал дорожно-транспортных происшествий. Прочие происшествия возникают, в частности, при падении перевозимого груза, повлекшем имущественный ущерб или телесные повреждения для других участников движения; при попадании какого-либо предмета (камня, щебня), отскочившего от колеса впереди движущегося автомобиля, на транспортное средство с причинением ему вреда; при наезде на лиц, не являющихся участниками движения (пешеходов, идущих по тротуару или стоящих на остановке в ожидании транспорта); при падении пассажиров с движущегося транспортного средства или внутри салона в результате резкого изменения скорости, траектории движения.

Статистические данные свидетельствуют, что наиболее распространенные из всех ДТП - наезды на пешеходов и лобовые столкновения на встречной полосе движения, заканчивающиеся тяжелыми последствиями. При дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть факты, влекущие за собой не только гражданско-правовую, но и административную и уголовную ответственности.

Влияние человеческого фактора на аварийность на транспорте

Безопасность движения на транспорте обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса «человек – транспортное средство – окружающая среда». Между тем, недостаточная надёжность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий и аварий на транспорте.

Общепризнано, что безопасность движения на транспорте - одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более.

Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека, оказывающих влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком. Вот только основные моменты, которые определяют уровень надежности и роль человеческого фактора в системе «человек – транспортное средство – окружающая среда»:

 физиологическое и психологическое состояние человека,

 инженерно-психологическая и профессиональная подготовка,

 эргономика рабочего места,

 морально-волевые качества работника,

 медицинский и психологический отбор,

 контроль функционального состояния во время работы,

 медицинская и психологическая поддержка.

Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна. При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»