Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Биржевое дело /

Механизмы привлечения инвестиций

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более дешевой цене. Облигация представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

Кроме того, выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их дер¬жателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигаций открывает для предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.

Как уже было сказано, для инвестора акции являются более рискованными объектами для вложения средств по сравнению с облигациями, но они обеспечивают и более высокий доход. Вопрос заключается в том, оправдывает ли разница в их доходности дополнительный риск, связанный с инвестированием в акции.

Владелец обыкновенных акций может рассчитывать на два источника дохода: дивидендные выплаты при распределении части прибыли между акционерами компании и прирост курсовой стоимости в случае продажи акций по цене, превышающей цену их покупки. Ни один из этих источников дохода не является гарантированным. Во-первых, неизвестно, сумеет ли компания в отчетном периоде заработать прибыль, но даже в случае получения прибыли, неизвестно, какая ее часть будет выделена на выплату дивидендов. Во-вторых, существует неопределенность в отношении дальнейшего движения цены акций, и нет никакой гарантии, что владельцу акций представится удачная возможность продать их по более высокой цене.

Владелец облигаций также имеет два источника поступлений: процентные платежи в период держания облигации (плюс возвращение ее номинальной стоимости, если облигация сохраняется до наступления срока погашения) и прирост стоимости, если владелец решает не держать облигацию до даты погашения, а продать ее по цене, превышающей цену покупки. Если рассматривать облигации, выпущенные государством, муниципальными образованиями или корпоративными заемщиками с высоким кредитным рейтингом, то можно сказать, что в отличие от акций один из источников дохода по облигациям является гарантированным, а именно регулярные процентные платежи и возврат основной суммы долга при погашении. Поэтому облигации часто называют инструментами с фиксированным доходом, и поэтому риск, связанный с владением облигациями, меньше по сравнению с риском владения акциями.

Тем не менее, размещение средств в акции - один из наиболее прибыльных способов увеличить свой капитал частному инвестору. Капитализация российского фондового рынка (капитализация равна сумме цен всех акций) за последние годы увеличилась в 2,5 раза (Таблица 1), со распределением по отраслям, приведённом на Диаграмме 1.

Таблица 1. Капитализация рынка акций .

Год Капитализация, млн.долл.

1999 33,7

2000 43,4

2001 77,7

2002 106,9

Диаграмма 1. Распределение капитализации на рынке акций в 2002 году.

Паевые фонды, инвестирующие в российские акции и облигации, достигли доходности 80% годовых.

По мнению большинства аналитиков, инвестиции в акции являются на сегодня самым выгодным вложением средств для частных инвесторов (хотя и самым рисковым). Несмотря на возможность временной потери стоимости инвестиций, в целом акции демонстрируют рост в среднесрочном и долгосрочном периоде (год и более).

Как правило, в акции вкладываются на длительные сроки и, по статистике уже через год, инвестиции в акции начнут в полной мере оправдывать себя, доходность от вложений в акции превышают доходность от вложений в облигации в 2-5 раз.

По акциям доходность складывается из дивидендных выплат и прироста курсовой стоимости. В отличие от облигаций, при вложении средств в акции доход напрямую зависит от того, насколько успешно идут дела у этой компании. Например, дивиденды по привилегированным акциям российских нефтяных компаний за прошлый год составили 4-6% годовых, телекоммуникационных 2-4%, энергетических 1-3%, по обыкновенным акциям показатель дивидендных выплат несколько ниже. Согласно российскому законодательству, акционерная компания выплачивает в качестве дивидендов часть чистой прибыли (как правило – 10%). Практически по всем показателям в этом году прогнозируется рост прибылей компаний, а, следовательно, увеличатся и дивидендные отчисления. Особенно это касается нефтяных компаний, получающих сверхприбыли из-за высоких мировых цен на нефть. В отличие от дивидендов, курсовую стоимость акций гораздо труднее спрогнозировать. Связано это с большим количеством факторов, которые отражаются на ценах акций. По статистике, на долгом периоде (от 1 года) вложения в акции превосходят вложения в облигации, причем нередко весьма значительно. В России лидерами по росту котировок в 2002 году были акции предприятий нефтедобычи (Таблица 2), что во многом связано с благоприятной коньюктурой на мировом рынке нефти. Её среднегодовая цена в 2002 году увеличилась на 8,5%.

Таблица 2. Лидеры по росту котировок .

Название эмитента Изменение стоимости акций с 29.12.01 по 25.12.02, %

Сибнефть 192,8

Сбербанк 155,6

ЮКОС 82,3

Ростелеком 63,1

Татнефть 59,2

Газпром 47,0

ЛУКОЙЛ 28,7

Норильский никель 23,3

Сургутнефтегаз 1,0

Мосэнерго -24,0

РАО “ЕЭС России” -18,7

Россия относится к так называемым emerging markets (развивающимся рынкам). Потенциальная доходность вложений на данных рынках оценивается в несколько раз выше, нежели чем на развитых рынках. Естественно, платой за большие доходности является более высокие риски. Российский рынок неоднакратно признавался самым высокодоходным среди emerging market.

Фондовый индекс ММВБ в 2002 году вырос на 34,20%, что является одним из самых высоких показателей роста среди развивающихся рынков.

Динамика роста рынка ценных бумаг в странах .

№ Страна 31.12.01 31.12.02 Изменение в 2002 г; %

1 Пакистан 1330,73 2701,41 103

2 Аргентина 323,69 524,95 62,18

3 Россия 237,63 318,91 34,2

4 Шри-Ланка 610,68 815,11 33,48

5 Чехия 387,8 460,7 18,8

6 Перу 1180,16 1391,97 17,95

7 Таиланд 305,19 356,48 16,81

8 Словакия 120,48 139,97 16,18

9 Индонезия 383,46 424,95 10,82

10 Индия 3269,16 3377,28 3,31

11 Египет 615,4 635,2 3,22

12 Австрия 1133,18 1150,05 1,49

13 Мексика 6410,05 6127,09 -4,41

На самом деле, спор о том, насколько больше акции приносят денег по сравнению с облигациями, имеет важное практическое значение. Например, этот вопрос напрямую затрагивает пенсионные фонды, которые сегодня держат большую часть средств, переданных им вкладчиками, вложенными в акции. Если руководство фонда будет гнаться за воображаемыми сверхприбылями и вкладывать средства в слишком рискованные бумаги, то его клиентам может быть нанесен существенный ущерб. Осознав это обстоятельство, например, британская торговая компания Boots не так давно полностью перевела инвестиционный портфель своего пенсионного фонда в облигации.

Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и облигациями предприятий постепенно стираются. С одной стороны, происходит узаконивание выпуска “не голосующих” акций, а с другой – появились

“голосующие” облигации. Стиранию этих различий также способствует также эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых “гибридных фондовых бумаг”. Это явление отражает в определенной мере тенденцию сращивания промышленного и банковского капитала.

3. Проблемы и перспективы развития фондового рынка.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РФ в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Центрального банка. Следом за выигрышными 3%-ными облигациями в 1990 г. стали выпускаться государственные 5%-ные облигации для населения и юридических лиц. В последующем процент по этим бумагам был повышен до 10 в целях лучшего размещения. Однако эти бумаги не нашли должного спроса у покупателей (как юридических, так и физических лиц). Поэтому вся эмиссия была в основном приобретена еще существовавшим тогда Государственным банком СССР. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что в Центральному банку необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо, прежде всего, для укрепления российской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита. Следует

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»