Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Ботаника и сельское хозяйство /

Землеведение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Отправляясь в походы, гуляя в лесах» парках или на лугах, отдыхая на берегах рек, озер, морей, повсюду встретишь не¬обыкновенной красоты мир Природы, который отличается своей много красочностью и неповторимостью. Водные источники, живописные скалы, пещеры, вулканы, уникальное сочетание листвы, трав, цве¬тов, ягод, грибов, мхов, песен соловья, проворность воробья, неу¬гомонность сороки, горделивость плавающего лебедя оставляют у че¬ловека неизгладимые впечатления. Чистый воздух, прозрачный, насы¬щенный кислородом, дарит ему силу и здоровье. А вода для него всегда была эликсиром жизни, а земля - землей - матерью, землей - кормилицей.

Бесконечно долгий путь преобразований прошла планета Земля. И теперь человеческому зрению открывается красочный многообразный мир тел, предметов, объектов, различных форм. Уши человека улав¬ливают малейшие шорохи, идущие от них. Люди научились их опреде¬лять по запаху, на ощупь и на вкус.

Человек живет в окружении различных (более 7 млн.) веществ, без которых его жизнь была бы невозможной (воздух, вода, почва и т. д.), и созданных из них как Природой (растения, животные, ка¬мень и др.), так и им самим тел (книга - из бумаги, стакан - из стекла, стержень карандаша - из графита). Количество тел (предме¬тов, объектов) в мире невообразимо огромно. Все вещества, горя¬чие, холодные, сухие, мокрые, твердые, газообразные, плотные, бесцветные, белые, темные, разноцветные, состоят из определенных сочетаний химических элементов, которых в Природе в настоящее время насчитывается около 110. Все на свете состоит из хими¬ческих элементов: то, что мы видим, трогаем, нюхаем, слушаем, пробуем на вкус. Только надо помнить, что в одних телах может со¬держаться больше одних элементов, а в других они могут отсутство¬вать совсем. Так, например, каменный уголь, графит, алмаз образу¬ет углерод, а поваренную соль - натрий и хлор.

Люди, живот¬ные, растения дышат. А для дыхания необходим кислород. Он дарит всему живому жизнь и охраняет ее. К особой разновидности кислоро¬да относится озон, который на высоте от 10 до 20 км от земной по¬верхности образует целый слой. Озон защищает нас от губительного воздействия солнечных лучей. Если бы его не было, то мы просто не могли бы находиться на Солнышке - обгорели бы.

Воздух представляет смесь газов. В нем находится до 78% азота, 21% - кислорода, 0, 9% - аргона, 0, 03% - углекислого газа и лишь 0, 003% приходится на гелий, водород, метан, озон, аммиак и др. А вода, как помнишь ты, может растворять все за исключением нескольких элементов, представленных в этой таблице.

Тело человека, животного, как известно, представляет собой химическую лабораторию. Оно в основном состоит из 6 химических элементов (кислорода - 62%, углерода - 20%, водорода - 10%, азота - 3%, кальция - 2, 5%, фосфора - 1%). Кроме того, важную роль в нем играют калий, сера, хлор, натрий, железо, йод, магний, на ко¬торые приходится 0, 89% массы тела, а на долю меди, марганца, бо¬ра, цинка, молибдена, кобальта, фтора и др. элементов - 0, 61%. А вообще в теле человека их присутствует около 76. Как уже говори¬лось, химический состав растений примерно такой же, но в нем наб¬людается заметное содержание кремния - 0, 15% ото всей массы. Сле¬дует отметить, что в теле человека содержится намного больше азо¬та (в 80 раз), углерода (в 60 раз), магния (в 30 раз), натрия (в 25 раз), кальция, калия, водорода (в 10, раз), фосфора (в 8 раз), чем в окружающей его среде. (По Л. Тарасову).

Как все живые организмы, человек постоянно обменивается с окружающей средой различными химическими элементами. Он каждый день дышит воздухом, пьет воду, ест различную пищу, и наоборот, химически измененными, возвращает вещества окружающей среде, пред¬варительно оставив себе значительную часть различных химических элементов, так необходимых для работы его органов. Например, цинк, никель необходимы для работы поджелудочной железы, йод - щитовидной железы, медь - печени, литий - легких и др.

Однако надо помнить, что как недостаток, так и избыток не¬которых химических элементов в телах человека, животного, расте¬ния может привести к различным заболеваниям. Например, недостаток магния в крови человека обуславливает заболевание сердца, голо¬вокружение, утомляемость, бессонницу, а кальция - ведет к нарушению костного скелета. Недостаточное содержание фтора в воде вызывает заболевание зубов.

Избыток в телах организмов свинца, цинка, мышьяка, ртути, серы, фтора, хлора, алюминия и других веществ способствует их от¬равлению. Например, значительное содержание серы в воздухе вызы¬вает сморщивание листа у растений, фтора - побеление хвои, хлора - покраснение хвои, кобальта - побеление листовой пластинки. Из¬быток алюминия в почве можно определить по бурым краям листьев у бобов, гороха, фасоли, моркови, редиса в вашем огороде. Повышен¬ное содержание ртути в ней вызывает торможение развития ростков и корней у свеклы, розы, побледнение листьев и появление на них точек, а марганца - обеспечивает образование буровато - черных или красных пятен на листьях злаков, картофеля, капусты. От избытка в почве свинца листья злаков становятся темно-зелеными и чахлыми.

На присутствие в почве меди, железа и мышьяка укажет вам уродливость листьев подорожника; никеля - незначительный размер растений, они плохо растут и перестают давать семена; меди - красно-бурый или буро - черный оттенок листьев лапчатки и таволги. К растениям, живущим на почвах, в которых наблюдается избыток цинка, относятся фиалка и ярутка. У мака, растущего вблизи место¬рождений цинка, свинца и стронция, лепестки оказываются рассечен¬ными на мелкие дольки. (По И. Петровой).

Про места, где залегает железо, Г. Агрикола писал: " Трава над рудными жилами весной и осенью... отличается от растущей по соседству. Трава здесь низкая и нездоровая. Деревья над месторож¬дением весной с голубоватыми или свинцово - серыми листьями, осо¬бенно верхними, черной или другой неестественной окраски, стволы расщепленные, и ветер их легко выворачивает".

Таким образом, любой организм может жить нормально на плане¬те только лишь при определенных концентрациях различных химичес¬ких элементов, в воде, воздухе, почве. И когда этот баланс наруша¬ется, то растения, животные и человек начинают болеть.

Химические элементы любят путешествовать. Они для этого используют различный "транспорт", созданный как Природой, так и Человеком, и выбирают соответствующие маршруты. В основном они странствуют как бы по кругу, при этом постоянно меняя "транс¬порт". Иногда химические элементы выбирают большой круг, по кото¬рому путешествуют много миллионов лет. В результате движения земной коры - вещества опускаются в недра Земли, там переплавляются и вновь с лавой изливаются на земную поверхность. Возникшие из лавы горные породы разрушаются солнцем, Ветром, Живыми существами и переносятся с ними на боль¬шие расстояния, образуя осадочные породы, которые вновь могут со¬вершить этот путь.

Другие элементы выбирают небольшой круг. Например, листвен¬ные леса (показывает иллюстрацию) каждый год сбрасывают листву, которая, как мы уже знаем, тоже состоит из химических элементов. Она перерабатывается животными, превращаясь в минеральные вещества, и вновь всасывается вместе с водой корнями растений. Однако многие из элементов, используя различный" транспорт" (Воду, Ве¬тер, Живые организмы), могут вырваться из этого круговорота и на¬чать участвовать в других, более длинных путешествиях.

Самым любимым видом" транспорта" для многих химических эле¬ментов является Вода. Они используют ее в любом состоянии (жидком и газообразном). Вода может унести их на большие расстояния. Например, хлор, сера, натрий, растворенные в речной Воде, могут пройти тысячи километров и достичь океана.

Химические элементы постоянно поступают в атмосферу с по¬верхности почвы, рек, морей, океанов. Выделяются они и Живыми организмами. Например, во время штормов на морях выбрасывается "водяная пыль". Когда вода испаряется, образуется "соленый воз¬дух", который сильно обогащен йодом, натрием, хлором. Перемещение химических элементов по воздуху осуществляется с капельками воды, с Живыми существами и непосредственно с пылью, попадающей в воз¬дух с почвы, лишенной растительного покрова. Пыльные бури подни¬мают в атмосферу огромное количество твердых частиц, иногда дос¬тигающих более 100 тыс. т.

Но больше всего в воздух выбрасываются химических элементов во время извержения вулканов. 0. Кайданова описывает: "В 1883 г. произошло сильнейшее вулканическое извержение. Взорвался вулкани¬ческий остров Кракатау в Индонезии, химические элементы, содержа¬щиеся в пепле, выброшенном вулканом, поднимались на высоту до 80 км. Подхваченные воздушными потоками мельчайшие частицы вулкани¬ческого стекла облетели вокруг Земли почти два раза. Пепловое об¬лако охватило весь земной шар. Из-за сильной запыленности воздуха во всем мире наблюдались серебристые облака, светлые ночи и живо¬писные зори. Пепел, выброшенный вулканом, выпал на площади 1млн км2. В Зондском проливе его накопилось так много, что это мешало судоходству.

Из жерл вулканов в воздух выбрасываются многие элементы: во¬дород, азот, хлор, сера, кислород, бром, фтор, углерод и др. Нап¬ример, в течение года вулканом Этна было выброшено 130 т свинца, 10 т кадмия, 365 т меди, 110 т цинка и 3 т серебра. И поэтому воздух вокруг действующего вулкана приобретает особый запах. (По И. Петровой).

Животные везде перемещаются: в воздухе, воде, на поверхности земли, в почве. Они являются прекрасным средством для передвиже¬ния химических элементов. При своих перемещениях животные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»