услуги, преобретаемые правительственными органами,
закупаются за рубежом, в иностранных источниках, а спрос на производи-
мые внутри страны аналогичные товары и услуги тем самым падает. Следо-
вательно, общие плановые затраты равны потреблению плюс плановые ин-
вестиции плюс государственные закупки плюс чистый экспорт. Это поня-
тие, концептуально представляющее собой экспорт товаров и услуг за вы-
четом импорта товаров и услуг, близко по сути и смыслу ит оговому пла-
тежному балансу по текущим счетам внешнеторговых операций, однако, в
отличие от последнего, не включает в себя разовые односторонние плате-
жи.
Поскольку чистый экспорт являет собой компоненту плановых затрат,
его изменение приведет к изменению национаотного дохода через мультип-
ликативный эффект. Это изменит совокупный спрос в экономической систе-
ме и окажет воздействие на уровень реального обьема производства, за-
нятости и цен. Уменьшение стоимости (обесценивание) валюты какой-либо
страны вследствие увеличения чистого экспорта таким образом окажет на
ее экономическую систему экстенсионный эффект. Рост стоимости валюты
уменьшит чистый экспорт и будет способствовать сжатию и сокращению де-
ловой активности в экономической системе.
Таким образом, взаимная связь между обменным валютным курсом со-
вокупным спросом, опосредованная через чистый экспорт, озночает, что
внутренняя экономическая система четко реагирует на события экономи-
ческой жизни за рубежом. Увеличение темпов экономического роста за ру-
бежом, уменьшение номинальных процентных ставок в других странах или
усилившиеся в них инфляционные процессы при прочих равных условиях
стимулируют экономическую активность во внутренней экономической сис-
теме.
- 7 -
Наоборот, снижение темпов экономического роста за рубежом сдержи-
вает темпы развития внутренней экономической системы.
ВЛИЯНИЕ ОБМЕННЫХ ВАЛЮТНЫХ КУРСОВ НА СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Изменение обменного курса какой-либо страны оказывает воздействие
на совокупное предложение посредством ожидания определенных цен на
привлекаемые факторы производства. Изменение валютного курса подверга-
ет внутреннюю экономическую систему в состояние шока предложения,более
или менее резко выраженного в зависимости от амплитуды колебаний кур-
сов валют.
Обменные валютные курсы оказывают значительное влияние на уровень
цен на привлекаемые факторы производства,так как многие из них импор-
тируются из других стран. Так, например, в экономике США обьем импорта
сырья и материаловдля нужд американской промышленности плюс товары
производственного назначения составляет 40 процентов от суммарного им-
порта товаров и услуг. Включение в рассмотрение доли импортной для
производственных целей нефти повышает эту цифру до 50 процентов. Изме-
нения валютных курсов сказываются на цене потребительских товаров и на
стоимости жизни, а эта последняя посредством изменений уровня зарплаты
производит дальнейшую корректеровку цен на привлекаемые факторы произ-
водства. Изменение валютных курсов косвенно оказывает дополнительное
воздействие на цены привлекаемых факторов производства, вследствие
обострения конкуренции, с которым сталкиваются производители на внут-
реннем рынке.
ВАЛЮТНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА ВНЕШНЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
В качестве промежуточной цели экономической политики изменения
обменного валютного курса могут служить средством управления и манипу-
лирования совокупным спросом во многом аналогично тому, как изменения
количества денег, находящихся в обращении,или структуры и обьема госу-
дарственных закупок служат этим целям. Если какое-либо правительство
намеренно и целенаправленно уменьшает курс валюты своей страны, расс-
мотренный в этот момент как промежуточная цель экономической полити-
ки,позволяя ей обесцениваться относительно других иностранных валют,
говорят, что правительство проводит девальвацию своей валюты. Деваль-
вация призвана стимулировать совокупный спрос, таким же образом как
это происходит при обесцениваниивалюты, вызванном рыночной стихией и
рыночными силами. Если какое-либо правительство намерено повысить об-
менный валютный курс, позволяя увеличить стоимость этой валюты относи-
тельно других, говорят, что правительство проводит ревальвацию своей
валюты. Ревальвация валюты будет ограничивать совокупный спрос равным
образом, как его сдерживает повышение стоимости валюты под воздействи-
ем рыночных сил ,расходящихся вне сферы контроля со стороны правитель-
ственных органов. Такие экономические параметры, как реальные нормы
процента и темпы экономического роста, способны моментально изменить
текущий обменный валютный курс.
- 8 -
МЕХАНИЗМ "ВАЛЮТНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ"
Правительство может манипулировать обменным валютным курсом, по-
купая или продавая доллары на внешних валютных рынках. Интервенция на
внешних валютных рынках проводится под руководством Управляющего зару-
бежными операциями Федерального резервного банка Нью-Йорка под надзо-
ром Федерального Комитета Открытого Рынка. Государственное Казначейс-
тво играет ведущую роль в определении характера действий и времени ва-
лютной интервенции, которая воплощается в практическую жизнь ФРС.
Девальвация доллара. Предположим, что Государственное Казначейс-
тво США задумало девальвировать доллар относительно французского фран-
ка. Чтобы осуществить продажу долларов, ФРС свяжется с дилером, специ-
ализирующимся на торговле иностранной валютой, предлогая сделку по
приобретению франков. На эти франки ФРС приобретает приносящие прибыль
в виде процентов активы, деноминированные во франки, которые Казна-
чейство добавляет к тем нескольким миллиардам долларов активов, дено-
минированных в иностранных валютах, которые ФРС обычно имеет на своем
платежном балансе.
ФРС расплачивается за приобретенные иностранные девизы,выраженные
во франках, посредством телеграфного перевода в банк дилера. Таким об-
разом, ФРС обменивает денежные обязательства, выраженные в долларах,
на активы, деноминированные во франках. В платежном балансе США по
внешнеторговым операциям такое мероприятие будет представленно как
рост резервных активов федерального правительства США.
Ревальвация доллара. Пусть Гос. Казначейство США вознамерилось
ревальвировать доллар - то есть потребовать от ФРС активно скупать
доллары на внешних валютных рынках вместо того, чтобы продавать их.
Процесс ревальвации асиметричен процессу девальвации, с той лишь раз-
ницей, что при девальвации доллара ФРС может обеспечить его неограни-
ченное предложение, поскольку ФРС может произвести любое потребное
колличество долларов одним росчерком пера, а в случае ревальвации дол-
лара сопутствующая этому продажа иностранной валюты должна опираться
на какой-либо ее источник. Где же его искать?
Во-первых, можно понизить уровень активов, размещенных в иност-
ранных девизах. Если ФРС компенсирует иррегулярные продажи иностранной
валюты соответствующими закупками ее в других случаях, вполне возможно
создать для этих целей достаточный резервный запас иностранной валюты.
Если резервы иностранной валюты исчерпываются, ФРС может обра-
титься к другим источникам. Один из них - так называемое "своп" - сог-
лашение с каким-либо иностранным центральным эмиссионным банком. В
своей сути "своп" - соглашение - это взаимный межгосударственный крат-
косрочный кредит, предусматривающий закупку иностранной валюты на рын-
ке кассовых операций с последующим в некоем оговоренном будующем ее
обратным выкупом на рынке срочных сделок. Другой способ изыскания не-
достающих средств состоит в продаже ценных бумаг, размещенных в иност-
ранные валюты. Альтернативной этому может служить продажа специальных
прав заимствования (СПЗ) - особого вида синтетической международной
- 9 -
валюты, выпускаемой Международным Валютным Фондом с 1970 г. и исполь-
зуемой лишь в операциях между центральными банками держав, входящих в
|
|