Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Валютные отношения /

Международная валютная система

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


.2,25%, для Италии -

_+ .6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных

интервенций.

- 22 -

Кроме того, ежедневно определяется расхождение между ры-

ночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отк-

лонений по отношению к ее центральному курсу, называемым "ин-

дикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизитель-

но 75% максимального взаимного отклонения валют. Рыночный курс

валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к

ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению

к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный"

механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся

нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валют-

ных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов.

Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран,

курсы валют которых достигли противоположных максимально до-

пустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты по-

купает слабую валюту, и наооборот, банк слабой валюты продает

сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со

слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает

масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к

другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной

политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что

страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, ли-

берализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки.

Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая

трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи

своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.

В результате использование сетки паритетов теоретически

обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую

внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания ва-

- 23 -

лютной стабильности. Эта система дает односторонние преиму-

щества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе

взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между

странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее",

и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы

контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их

привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению эконо-

мической политики обязана принимать та страна, изменение ва-

лютного курса которой идет вразрез с курсами большинства

участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых

валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с

сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаб-

лению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам

ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив,

что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и

содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию

на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией

компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов

стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так

как принятие мер при нарушении "порога" является желательным,

но не обязательным.

Введение механизма поддержания валютных курсов и система

валютных интервенций повлекло за собой создание системы

краткр- и среднесрочного кредитования, в которую входят следу-

ющие элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках

двусторонних отношений между центральными банками. Операции

"своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых

- 24 -

достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем раз-

мер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен

в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был

предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения

паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд.

ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд

и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок

от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5

лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.

Краткосрочное кредитование проводится центральными банка-

ми без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предостав-

ляются при условии проведения экономической политики, одобрен-

ной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.

Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году

должны были быть преобразованы в Европейский валютный фонд.

Предполагалось, что он заменит Европейский фонд валютного сот-

рудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой по-

пытки Сообщества достичь экономического и валютного союза. С

созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд. до 25

млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными

банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот

взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС, а также Великобрита-

ния. Взамен на их счета в ЕФВС были зачислены эквивалентные

суммы в ЭКЮ.

В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма

"европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий

круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоци-

- 25 -

ированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обя-

зательства стран-членов в области проведения внутренней эконо-

мической политики; иной принцип оценки отклонений валютных

курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для

выявления этих отклонений; тесная координация действий

стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных

курсов не должно быть связано с американским долларом.

Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и

сходные черты. Легко проследить преемственность основных эле-

ментовэтих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС

должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предпо-

лагалось, что это будет не просто переход от одних элементов

к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интег-

рации, для которой характерны усиление наднационального харак-

тера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По

замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС дол-

жен был стать упор на координацию внутренней экономической и

финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную

задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в на-

мечанном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественни-

цы - "европейской валютной змеи", но и от ныне действующей

ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусмат-

ривают возможность создания валютных группировок, ориентирую-

щихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также

возможность установления режима "стабильных, но регулируемых

паритетов", создание группировки, основные элементы которой

противостоят принципам ямайской валютной системы, представля-

лось маловероятным.

- 26 -

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стан-

дарта ЭКЮ вместо стандарта СДР, использование "демонетизиро-

ванного" золота в качестве важного резервного актива, поддер-

жание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ,

что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской ва-

лютной системы в значительной степени так и остались пока на

бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой

нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и

для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал амери-

канский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор неп-

ропорционально большую роль.

p

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»