←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
.2,25%, для Италии -
_+ .6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных
интервенций.
- 22 -
Кроме того, ежедневно определяется расхождение между ры-
ночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отк-
лонений по отношению к ее центральному курсу, называемым "ин-
дикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизитель-
но 75% максимального взаимного отклонения валют. Рыночный курс
валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к
ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению
к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный"
механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся
нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.
Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валют-
ных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов.
Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран,
курсы валют которых достигли противоположных максимально до-
пустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты по-
купает слабую валюту, и наооборот, банк слабой валюты продает
сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны со
слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает
масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к
другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной
политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что
страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, ли-
берализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки.
Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая
трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи
своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.
В результате использование сетки паритетов теоретически
обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую
внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания ва-
- 23 -
лютной стабильности. Эта система дает односторонние преиму-
щества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе
взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между
странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее",
и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.
Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы
контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их
привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению эконо-
мической политики обязана принимать та страна, изменение ва-
лютного курса которой идет вразрез с курсами большинства
участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых
валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с
сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаб-
лению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам
ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив,
что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и
содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию
на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией
компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов
стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так
как принятие мер при нарушении "порога" является желательным,
но не обязательным.
Введение механизма поддержания валютных курсов и система
валютных интервенций повлекло за собой создание системы
краткр- и среднесрочного кредитования, в которую входят следу-
ющие элементы:
1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках
двусторонних отношений между центральными банками. Операции
"своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых
- 24 -
достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем раз-
мер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен
в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был
предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения
паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;
2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд.
ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд
и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок
от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;
3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5
лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.
Краткосрочное кредитование проводится центральными банка-
ми без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предостав-
ляются при условии проведения экономической политики, одобрен-
ной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.
Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году
должны были быть преобразованы в Европейский валютный фонд.
Предполагалось, что он заменит Европейский фонд валютного сот-
рудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой по-
пытки Сообщества достичь экономического и валютного союза. С
созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд. до 25
млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными
банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот
взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС, а также Великобрита-
ния. Взамен на их счета в ЕФВС были зачислены эквивалентные
суммы в ЭКЮ.
В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма
"европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий
круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоци-
- 25 -
ированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обя-
зательства стран-членов в области проведения внутренней эконо-
мической политики; иной принцип оценки отклонений валютных
курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для
выявления этих отклонений; тесная координация действий
стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных
курсов не должно быть связано с американским долларом.
Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и
сходные черты. Легко проследить преемственность основных эле-
ментовэтих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС
должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предпо-
лагалось, что это будет не просто переход от одних элементов
к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интег-
рации, для которой характерны усиление наднационального харак-
тера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По
замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС дол-
жен был стать упор на координацию внутренней экономической и
финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную
задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в на-
мечанном направлении были сделаны.
ЕВС коренным отличается не только от своей предшественни-
цы - "европейской валютной змеи", но и от ныне действующей
ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусмат-
ривают возможность создания валютных группировок, ориентирую-
щихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также
возможность установления режима "стабильных, но регулируемых
паритетов", создание группировки, основные элементы которой
противостоят принципам ямайской валютной системы, представля-
лось маловероятным.
- 26 -
Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стан-
дарта ЭКЮ вместо стандарта СДР, использование "демонетизиро-
ванного" золота в качестве важного резервного актива, поддер-
жание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ,
что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской ва-
лютной системы в значительной степени так и остались пока на
бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой
нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и
для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал амери-
канский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор неп-
ропорционально большую роль.
p
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|