Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Валютные отношения /

Международный валютный фонд

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


валюта страны-должника покупается другим государ¬ством- членом, то тем самым погашается ее задолжен¬ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по¬рция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса нацио¬нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% вели¬чины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в резуль¬тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заем-щицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе¬мом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна исполь¬зует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки ино¬странной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на националь¬ную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подо¬бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв¬ляется в настоящее время кредитование макроэконо¬мических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде ре¬зервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с про¬сьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на¬рушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производст¬ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-чле¬нов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного со¬глашения).

Специальные фонды. В целях расширения своих кре¬дитных возможностей МВФ практикует создание спе¬циальных фондов (англ. facility - устройство, меха¬низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кре¬дитования предназначен для кредитования стран-чле¬нов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них фактора¬ми. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импорте¬рах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, ва¬лютные поступления которых сокращаются в резуль¬тате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование не¬предвиденных потерь для помощи странам, испытыва¬ющим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудно¬сти платежного баланса вызваны лишь снижением эк¬спортной выручки либо увеличением расходов на им¬порт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использова¬нии странами кредитов Фонда для возмещения убыт¬ков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кре¬дитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредито¬вания с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буфер¬ных (резервных) запасов для оказания помощи стра¬нам, участвующим в создании подобных запасов сы¬рьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный ба¬ланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой под¬держки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развива¬ющихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-долж¬никам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспече¬ния основного долга при обмене по паритетной сто¬имости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или рас¬ширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически вели¬чины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу¬чая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной пе¬рестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентиро¬ван на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и поли¬тических реформ. Поводом для его использования мо¬жет быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос¬нованной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости им¬порта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Пред¬оставление кредитов в данном случае обусловливает¬ся выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномас¬штабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кре¬диты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требова¬ния МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредит¬ным долям. Использование страной ресурсов специ¬альных фондов может увеличивать находящийся в рас¬поряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

Кроме функционирующих ныне четырех специаль¬ных фондов МВФ периодически создает временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных отношений. Для их форми¬рования привлекаются заемные средства из различных внешних официальных источников. К временным спе¬циальным фондам относятся:

1) Нефтяной фонд в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976 гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ре¬сурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно преоб¬ладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государст¬вами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процент¬ные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении на¬циональной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур¬сам нефтяного фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расхо¬дов на импорт подорожавшей нефти;

2) Доверительный фонд — в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от продажи на аукционах части золо¬того запаса МВФ. Получателями кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных кредитов были сравнительно льготные: стра¬ны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получа¬емых средств в национальной валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия в наибольшей степени отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из довери¬тельного фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорциона¬льно их квотам:

3) Фонд дополнительного кредитования или фонд

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»