Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Валютные отношения /

Международный Валютный Фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обра-щают¬ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с не-конвертируемыми валютами. Вследствие этого, МВФ, как правило, предостав-ляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответст-вующих сумм неконвертируемых на¬циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными ус-ловиями. Согласно перво¬начальному Уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты стра¬ны; во-вторых, об-щая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% ве-личины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пере-смотренном в 1978 г. уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валю¬ты в МВФ в тече-ние более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что ка¬сается второго условия, то в исключительных обстоя¬тельствах и его дей-ствие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комисси¬онный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и опреде¬ленную плату (charge), или процентную ставку, за пре-доставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произ-вести обратную опера¬цию — выкупить национальную валюту у Фонда, вер¬нув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по ме-ре улучшения ее платежного баланса и увеличения валют¬ных резервов. Если на-ходящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государ¬ством- членом, то тем самым погашается ее задолжен¬ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по¬рция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса нацио¬нальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% вели¬чины квоты), делятся на четыре кре-дитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую стра-на может приобрести у МВФ в резуль¬тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заем-щицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе¬мом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна исполь¬зует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки ино¬странной валю-ты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о ре-зервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Ar-rangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на националь¬ную в соответствии с дого-воренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. По-до¬бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной ли-нии.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв¬ляется в настоящее время кре-дитование макроэконо¬мических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде ре¬зервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.

Основанием для обращения страны к МВФ с про¬сьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на¬рушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстрой-ствами в области производст¬ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходи-мости и по просьбе стран-чле¬нов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы пред-стоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного со¬глашения).

Специальные фонды. В целях расширения своих кре¬дитных возможностей МВФ практикует создание спе¬циальных фондов (англ. facility - устройство, ме-ха¬низм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.

1. Фонд компенсационного и непредвиденного кре¬дитования предназначен для кредитования стран-чле¬нов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них фактора¬ми. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введе-ние протекционистских ограничений в странах-импорте¬рах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, ва¬лютные поступления которых сокращаются в резуль¬тате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна, испыты-вающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природ-ного газа:

3) с 1988 г. компенсационное финансирование не¬предвиденных потерь для помощи странам, испытыва¬ющим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о вы-делении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудно¬сти платежного баланса вызваны лишь сниже-нием эк¬спортной выручки либо увеличением расходов на им¬порт зерновых, ли-мит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При ис-пользова¬нии странами кредитов Фонда для возмещения убыт¬ков, связанных од-новременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кре¬дитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компен-сационного и непредвиденного кредито¬вания с учетом всех его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.

2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буфер¬ных (резервных) запасов для оказания помощи стра¬нам, участвующим в создании подобных запасов сы¬рьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный ба¬ланс. Лимит — 30% квоты.

3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой под¬держки операций по со-кращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развива¬ющихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-долж¬никам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях со-кращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации про-центных платежей либо дополнительного обеспече¬ния основного долга при об-мене по паритетной сто¬имости долговых обязательств на облигации с более низ-кой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или рас¬ширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически вели¬чины дополнительного кредита оп-ределяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного слу¬чая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной пе¬рестройки соответствующей страны.

4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразо-ваний. Этот фонд ориентиро¬ван на страны, осуществляющие переход к рыноч-ной экономике путем радикальных экономических и поли¬тических реформ. По-водом для его использования мо¬жет быть, во-первых, резкое падение поступле-ний от экспорта вследствие перехода к многосторонней, ос¬нованной на рыноч-ных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимо-сти им¬порта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, соче-тание обоих этих явлений. Пред¬оставление кредитов в данном случае обуслов-ливает¬ся выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэконо-мических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных пол-номас¬штабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их квоты. Кре¬диты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требова¬ния МВФ.

Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это до-полнение к их кредит¬ным долям. Использование страной ресурсов специ¬альных фондов может увеличивать находящийся в рас¬поряжении МВФ запас ее нацио-нальной валюты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»