Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Валютные отношения /

Международный Валютный Фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


допускать регулирования цены или уста-нов¬ления фиксированной цены на рынке золота», что рав¬нозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принци-пы Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюде¬ние странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных зо-лотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легали-зация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную поли-тику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обя-занность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содей-ствия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эф-фективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возмож-ность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который мо-жет быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денеж-ной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим ва-лютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вво-дить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминацион-ных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность ко-торого не определена;

2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить времен-ные огра¬ничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредито-вания. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получе-ния максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расши-рению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного прави-тельства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения бо-лее крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.

МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Вос-точной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность пла-тежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования спекулятив-ных перемещений краткосрочных капиталов, координации процесса выравни-вания диспропорций в международных платежах, целена¬правленного воздей-ствия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется противо-действием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой эко-номики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдель-ным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обра-щении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных зо¬лотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовло¬жений, движении ва-лютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предостав¬лять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и ва-лютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой ана-лиз гло¬бальной экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предос-тавлением им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно уни-версальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координа-тора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособ¬ности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве¬ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных условиях высокой экономической открытости национальных хозяйств требуется информационная прозрачность на основе единых для всех стран стандартов бюджетной отчетности, данных о валютных резервах цен-тральных банков, о состоянии платежных балансов, в особенности по счетам движения капиталов, и т.п. Это повышает степень доверия стран друг к другу, позволяет в случае осложнения финансовой ситуации в той или иной стране за-благовременно принимать меры и самим ее властям, и иностранным инвесторам, и МВФ.

Не менее серьезные преобразования предстоят на надгосударственном уровне. МВФ и Всемирный банк, сконструированные для иной эпохи, несмотря на неко-торые модификации этих институтов, не в состоянии обеспечивать стабильность многократно усложнившейся мировой финансовой системы. Практика ГАТТ/ВТО и Евросоюза свидетельствует, что никакая система многосторонних договоренностей не может работать сколько-нибудь эффективно без надгосудар-ственного координирующего механизма. Функции такого механизма в мировой финансовой сфере следует значительно расширить по сравнению с нынешними функциями МВФ, чтобы он мог не просто помогать странам, попавшим в беду, а контролировать и прогнозировать состояние всей мировой финансовой системы, заблаговременно принимая надлежащие меры по предотвращению нарушений ее равновесия на любом уровне - глобальном, региональном или страновом.

Для этого такой надгосударственный институт должен располагать соответст-вующими полномочиями. Распределение полномочий между ним и государства-ми лучше всего организовать на основе принципа субсолидарности, то есть пе-редать надгосударственной структуре лишь те регулирующие функции, которые она могла бы выполнять более эффективно, чем государственные структуры. Подобная структура должна иметь возможность быстро мобилизовать в необхо-димых случаях гораздо более крупные финансовые ресурсы, чем нынешний МВФ. К концу 1998 г. общий объем собственных ресурсов МВФ составлял 155.8 млрд. СДР (218 млрд. долл.), основой которых (145.8 млрд. СДР) являются взно-сы (квоты) государств-членов. Кроме того. Фонд располагал еще 4.9 млрд. СДР заемных средств, полученных от крупных индустриальных стран на основе Об-щих соглашений о заимствовании, достигнутых в октябре 1962 г., а также 18.5 млрд. СДР по дополнительному соглашению с Саудовской Аравией

Вместе с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно де-мократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практиче-ски на принципах акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто боль-ше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.

Разумеется, все это - очень непростые задачи, которые невозможно решить быстро и безболезненно. Но определенные шаги в этом направлении уже пред-принимаются на базе существующих международных организаций- МВФ и Все-мирного банка. И руководство Фонда, и лидеры "большой семерки", и так назы-ваемая "группа десяти" (самых крупных стран-доноров МВФ) активно обсужда-ют проблемы реформирования этого института, занимающего центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы и принима-ют конкретные меры.

Во-первых, повышается ответственность МВФ за состояние мировой финан-совой системы. Для этого предполагается, с одной стороны, в ближайшее вре-мя разработать на основе опыта наиболее стабильных национальных финансо-вых систем стандарты отчетности и правила поведения для правительств и ча-стных компаний, включая банки, хедж-фонды, пенсионные и страховые фон¬ды, и распространить эти стандарты на весь мир, чтобы обеспечить необходи-мую финансовую прозрачность. "Значительная

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»