Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

"Троица" Андрея Рублева

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Рублева. Выполняя свою фреску, он,

вероятно, с признательностью вспоминал Феофана. Феофан научил Рублева

свободным ударам кисти, которые передают живую и подвижную мимику лица

и сообщают ему мягкую и приятную лепку. И все же как не похож Петр

Рублева на образы Феофана! Куда девалась величавая гордость Феофановых

старцев! Петр Рублева - весь самоотверженность, призыв, приветливость

и ласка. Где отрешенность от земного греческих отшельников! Петр обра-

щает лицо к следующей за ним толпе, уверенный, что его услышат и пой-

мут. весь его облик говорит о доверии к людям, о твердой убежденности,

что добрым и страстным призывом можно наставить людей на истинный

путь. Рублев и не пытался придать своему Петру внешние черты сходства

с кем-либо из своих современников, но он вложил в его облик тот свет-

лый энтузиазм, который ему привелось встретить в лучших русских людях

своего времени, сподвижниках Дмитрия, его современниках. В отличие от

фресок Феофана, блики у Рублева стали тоньше и нежнее и ложатся пра-

вильными рядами; сильнее выступает контур, очертания голов сближаются

с очертанием круга, формой, которая давно привлекала Рублева и в кото-

рой он видел выражение высшего совершенства.

Рублев приступил к росписи Успенского собора 25 мая. Вероятно, еще

до наступления холодов работа была закончена и произошло торжественное

освящение храма. Прошло несколько месяцев, и над Русью разразилась бе-

да. Хотя Куликовской битвой и открывается цепь воинских подвигов русс-

ких в борьбе с татарами, но прежде чем татарская опасность была начис-

то уничтожена, татары доставили русским еще много горя. Обычно они

ждали наступления осени, чтобы нагрянуть на русские хлеба. На этот раз

хан Едигей двинул полки в начале декабря. Его появление было так нео-

жиданно, что великий князь, не успев собрать войска, вынужден был спа-

саться в Костроме, а вслед за ним множество москвичей должны были по-

кинуть столицу. Посады вокруг города были сожжены, чтобы врагам не

достался материал для постройки осадных сооружений. Едигей подошел к

городу и расположился в селе Коломенском. Его послы требовали у Твери

помощи против Москвы, но тверичане, забыв, что Калита когда-то помогал

- 5 -

татарам громить Тверь, отказались стать предателями родины. Хан прос-

тоял под Москвой месяц, взял огромный выкуп в три тысячи рублей и,

спалив села, разорив ли и забрав пленных, двинулся, к удивлению и ра-

дости москвичей назад, в Золотую Орду.

Через два года такому же нападению подвергся Владимир. На этот раз

татар незаметно подвел к городу недовольный порядками суздальский

князь. Татары ворвались в Успенский собор и стали грабить ценности.

Особенно жестока была расправа с ключарем собора попом Патрикеем, не

желавшем выдать церковной казны. Мы не знаем где провел эти годы Руб-

лев: отсиделся ли он за стенами Андроникова монастыря или, по примеру

других москвичей, подался в северные края. Но гроза, конечно, захвати-

ла и его. Все происходило у него перед глазами. Может быть, он и сам

знал попа Патрикея и живо воображал себе дикую расправу в Успенском

соборе, где едва успели просохнуть краски, положенные его гениальной

рукой. Татары разорили Русскую землю, увели пленников, делили межь со-

бою серебряные монеты, отмеривая их ковшами.

Обитель Сергия была начисто сожжена татарами. Можно представить се-

бе, как тяжело было русским людям видеть одни обуглившиесь головешки

на том самом месте, где 30 лет тому назад они искали нравственной опо-

ры перед наступлением на Мамая. Этими настроениями объясняется, почему

ученик и преемник Сергия Никон, когда миновала гроза, с большим рвени-

ем принимается за восстановление монастыря, наперекор многим сомневаю-

щимся развивает кипучую строительную деятельность, возводит на месте

деревянного белокаменный храм, приглашает прославленного в ту пору

Епифания для составления жизнеописания Сергия и призывает в монастырь

Андрея Рублева вместе с другом его Даниилом Черным для росписи собора

и иконостаса. Эти годы были ознаменованы явлениями, не менее примеча-

тельными, чем победа над татарами. Русские люди, только что избавивши-

еся от иноплеменных, создают художественные ценности мирового значе-

ния. Среди них первое место принадлежит творению Андрея Рублева, его

"Троицы" , иконе из иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря,

ныне находящейся в Государственной Третьяковской галерее.

Старинная легенда рассказывает, как к древнему старцу Аврааму яви-

лись трое юношей, и он вместе с супругой своей Саррой угощал их под

сенью дуба Мамврийского, в тайне догадываясь, что в них воплотились

три лица Троицы. Сходным образом еще царь Одиссей, сражаясь с женихами

Пенелопы и видев в числе своих помощников друга Ментора, смущенной ду-

шой чуял в нем свою покровительницу Афину. В основе этих легенд лежит

- 6 -

убеждение, что божество недостижимо сознанию смертного и становится

ему доступным, лишь приобретая человеческие черты. Это убеждение вдох-

новляло художников на создание образов, сотканных из жизненных впечат-

лений и выражавших их представления о возвышенном и прекрасном. Рублев

видел, конечно, византийские иконы Троицы, но его отталкивало, что ви-

зантийцы уделяли большое внимание трапезе, уставленной яствами, что

Авраам с супругой неизменно присутствуют при этой сцене, своим суетли-

вым гостеприимством напоминая об обстоятельствах, при которых на землю

сошло божество, наконец, что византийцев больше интересовал богословс-

кий вопрос о соотношении трех лиц Троицы - отца, сына и духа, - чем

само явление на земле неземного.

"Троица" Рублева была плодом подлинного и счастливого вдохновения.

При первом взгляде они покоряют своим несравненным обоянием. Но вдох-

новение озарило мастера лишь после того, как он прошел путь настойчи-

вых исканий; видимо, он долго испытывал свое сердце и упражнял свой

глаз, прежде чем взяться за кисть и излить свои чувства. Он жил среди

людей, почитавших обряды, наивно убежденных в таинственной силе древ-

них форм. Чтобы не оскорблять их привязанностей к старине, он согласно

обычаю представил трех крылатых ангелов, так что средний возвышается

над боковыми. Он изобразил чашу с головою тельца, не забыл и дуб Мав-

ританский и палаты, намекающие на отсутствующего Авраама. Но Рублев не

мог остановиться на этом. его влекло более проникновенное понимание

древнего сказания.

Есть все основания думать, что в среде Рублева были известны и

пользовались почетом византийские писатели, хранившие традиции древ-

негреческой философии. Некоторые из их трудов переводились в то время

на русский язык. В них проскальзывала мысль, что в искусстве все имеет

иносказательный смысл, все земные образы, образы людей, животных и

природы могут стать средствами проникновения в сокровенную основу ми-

ра, правда лишь при условии, если человек будет неустанно стремиться к

возвышенному.

Художнику это давало право видеть в красоте земного мира живое по-

добие смутно чаемого и желанного совершенства. Все то, что ученейшие

из византийцев умели выразить лишь запутанными силлогизмами, опираясь

на древние авторитеты и многовековую традицию, вставало перед глазами

Рублева как живое, было близко, осязаемо, выразимо в искусстве.

Он сам испытывал счастливые мгновения великого художественного со-

зерцания. Близкие его не могли понять, что он находит в древних ико-

- 7 -

нах, работах своих предшественников, почему он не бил перед ними пок-

лонов, не ставил свечей, не шептал молитв, но устремив свой взор на их

дивные формы в свободные от трудов часы подолгу просиживал перед ними

(рассказ об этом через 100 лет после смерти Рублева передавал один

русский писатель). К этому созерцанию призывает рублев своей "Трои-

цей", и созерцание это в каждом образе раскрывает неисчерпаемые глуби-

ны.

В "Троице" Рублева представлены все те же стройные, прекрасные

женственные юноши, каких можно найти во всех ее прообразах, но самые

обстоятельства их появления обойдены молчанием; мы вспоминаем о них

лишь потому, что не можем забыть сказания. Зато недосказанность эта

придает всем

←предыдущая следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»