Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

"Троица" Андрея Рублева

←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Скачать реферат


образам многогранный смысл, далеко уводящий за пределы

древнего мифа. Чем заняты трое крылатых юношей? То ли они вкушают пи-

щу, и одни из них протягивает руку за чашей на столе? Или они ведут

беседу - один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно

склоняет голову? Или все они просто задумались, унеслись в мир светлой

мечты, словно прислушиваясь к звукам неземной музыки? В фигурах скво-

зит и то, и другое, и третье, в иконе есть и действие, и беседа, и за-

думчивое состояние, и все же содержание ее нельзя обнять человеческими

словами. Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного?

Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в

жертву? Не потому ли и стол похож на алтарь? А посох в руках этих кры-

латых существ - не знак ли это странничества, которому один из них об-

рек себя на земле? Возможно, что византийские изображения Троицы в

круглых обрамлениях или на круглых блюдцах натолкнули Рублева на мысль

объединить кругом три сидящие фигуры. Но обрамление его иконы не имеет

круглой формы, круг едва заметно проступает в очертаниях фигур, и пос-

кольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его при-

сутствие в "Троице" должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно

духовному.

Круг по природе своей вызывает впечатление неподвижности и покоя.

Между тем Рублев стремился к выражению жизни изменчивой и свободной, и

потому он создает в пределах круга плавное, скользящее движение; сред-

ний ангел склоняет голову, нимб его нарушает симметрию в верхней части

иконы, и равновесие восстанавливается лишь тем, что оба подножия анге-

лов отодвинуты в обратную сторону. Куда бы мы не обращали наш взор

всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии, линейные соот-

ветствия, формы, возникающие из других форм или служащие их зеркальным

- 8 -

отражением, линии, влекущие за грани круга или сплетающиеся в его се-

редине, - невыразимое словами, но чарующее глаз симфоническое богатс-

тво форм, объемов, линий и цветовых пятен.

Краски составляю одно из главных очарований "Троицы". Рублев был

художником-колористом. В молодости он любовался в иконах Феофана их

глухими и блеклыми, как завядшие цветы, тонами, сочетаниями, в которых

общая гармония покупалась ценой отказа от чистого цвета. Его восхищали

цветовые волны, как бы пробегающие через иконы Феофана, но не могло

удовлетворить напряженное беспокойство, мрачный характер его цветовых

созвучий. Он видел, конечно, русские иконы 13-14 веков, расцвеченные,

как бесхитростные крестьянские вышивки, в ярко-красные, зеленые и жел-

тые цвета, подкупающие выражением здоровой радости и утомляющие пест-

ротой красок, словно старающихся перекричать друг друга. Но разве это

радость, это чистота красок исключает их нежное мелодическое согласие?

Ранние произведения Рублева говорят, что он владел искусством приг-

лушенных, нежных полутонов. В "Троице" он хотел, чтобы краски зазвуча-

ли во всю свою мощь. Он добыл ляпис-лазури, драгоценнейшей и высокоч-

тимой среди мастеров краски, и, собрав всю ее цветовую силу, не смеши-

вая ее с другими красками, бросил ярко-синее пятно в самой середине

иконы. Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоц-

вет, и сообщает иконе Рублева спокойную и ясную радость. Это первое,

что бросается в ней в глаза, первое, что встает в памяти, когда упом-

инается "Троица". Если бы Феофан мог видеть этот цвет, он был бы сра-

жен смелостью младшего сотоварища; поистине такой чистый цвет мог про-

извести только человек в чистым сердцем, унявший в душе тревоги и сом-

нения, бодро смотрящий на жизнь. Но Рублев не желал остановиться на

утверждении одного цвета; он стремился к цветовому созвучию. Вот поче-

му рядом с сияющим голубцом он положил насыщенное темно-вишневое пят-

но. Этим глубоким и тяжелым тоном обозначен тяжело свисающий рукав

среднего ангела, и это соответствие характера цвета характеру означае-

мого им предмета придает колориту иконы осмысленно-предметный харак-

тер. Цветовому контрасту в одежде среднего ангела противостоит более

смягченная характеристика его спутников. Здесь можно видеть рядом с

малиновым рукавом нежно-розовый плащ, рядом с голубым плащем - зеле-

но-голубой плащ, но и в эти мягкие сочетания врываются яркие отсветы

голубца. От теплых оттенков одежд боковых ангелов остается только один

шаг к золотистым, как спелая рожь ангельским крыльям и ликам, от них -

к блестящему золотому фону.

- 9 -

Вся та жизнь, которой проникнуты образы, формы, линии "Троицы",

звучит и в ее красочных сочетаниях. Здесь есть и выделение центра, и

цветовые контрасты, и равновесие частей, и дополнительные цвета, и

постепенные переходы, уводящие глаз от насыщенных красок к мерцанию зо-

лота, и над всем этим сияние спокойного, как безоблачное небо, чистого

голубца.

- 10 -

------------------------¬

¦ Список литературы: ¦

L------------------------

М. Алпатов "Андрей Рублев", "ИСКУССТВО", изд. "Просвещение",

Москва (с) 1969

В. Лазарев "Московская школа иконописи", изд. "Искусство",

Москва (с) 1980


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»