Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Авангард в России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


доминирует в современной поэзии — стихия авангарда или неоклассики, в основе которой лежат открытия прежних времен?

2. Русский книжный авангард в Нью-Йорке

В нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась выставка «Книга русского авангарда. 1910-1932». Выставка посвящена дару Фонда Юдит Ротшильд - самому щедрому вкладу в отдел печатной графики и иллюстрированных книг музея с основания коллекции в 1940 году, когда Абби Элдрих Рокфеллер передала в его собрание более полутора тысяч томов.

Дар потрясает воображение не только ценностью экспонатов, но и их количеством. Около тысячи книг русского авангарда дополнят те четыреста, которыми музей уже владел. Коллекция стала одной из самых значительных в мире. Она включает шедевры Казимира Малевича, Ольги Розановой, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Эля Лисицкого, Александра Родченко, первые издания Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Алексея Крученых.

На выставке представлено лишь 300 книг, но она полнее всех, состоявшихся прежде. Современные технологии позволили преодолеть главную проблему книжных экспозиций - невозможность показать книгу книгой. В MoMA придумали специальные витрины - зрители могут видеть разом обе обложки; компьютерная анимация позволяет даже перелистывать экземпляры, а в руки можно взять факсимильные копии. Это очень важно для авангардных изданий, в которых рукописный текст порой неотличим от иллюстрации, а картинка встраивается в вербальный звукоряд.

На выставке три раздела. Первый, «футуристический» - "Пощечина общественному вкусу". Эпатаж, новизна форм, соединение содержания и оформления в единое целое резко меняли традиционное восприятие книги. Большая часть футуристических изданий - плод сотрудничества художников и поэтов, совместный поиск нового языка. Вторая часть - "Трансформация мира" - показывает эксперименты конструктивистов. Активное вторжение фотографии и фотомонтажа связано с формированием другого языка - утилитарного и доступного. Развитие и упрощение этой тенденции явлено в последней части - "Построение социализма. Агитационное искусство". Утилизация достижений типографики, фотографии и фотомонтажа для создания идеологических клише стала печальным итогом авангардных поисков.

MoMA всегда испытывал интерес к русскому авангарду. В числе его последних достижений - замечательная выставка Александра Родченко. Так же, как и книжная выставка, она теоретически могла, а идеологически должна была бы состояться сначала на родине художника. Но все происходит иначе, и Западу передается возможность эффектной подачи, а заодно и научной систематизации отечественного искусства, хотя Россия располагает всеми материальными и научными ресурсами для этого.

"Книга русского авангарда" - последняя выставка MoMA в его историческом здании. К 2005 году музей переместится из известного всему миру здания на Манхэттене в Квинс.

Печатная графика авангарда стала любимой темой выставок крупнейших музеев мира. Почти одновременно Музей искусств Филадельфии представил выставку «Из коробки. Портфолио XX века».

Для нас термин «портфолио» чаще ассоциируется с досье девушек рекламных агентств. О временах, когда слово употреблялось в более благородном контексте, и рассказывает филадельфийская экспозиция. Для авангардистов портфолио было одним из важных жанров позиционирования печатной графики. Авторские принты, объединенные сюжетно или тематически, складывались в специальные коробочки или папочки. Одиннадцать портфолио из коллекции музея в Филадельфии позволили посетителям оценить виртуозность великих мастеров. Виват, Россия! Самое древнее портфолио на выставке - принты с графикой Эля Лисицкого на сюжет оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем!». Оно датируется 1923 годом. Среди других первых создателей портфолио - Мэн Рэй (принты 1926 года Revolving Doors), Джэксон Поллок (Portfolio of Six Prints 1951 года).

Взрыв популярности жанра портфолио приходится на поздние пятидесятые, когда в США открываются профессиональные полиграфические студии Universal Limited Art Editions (ULAE) и Tamarind Lithography Workshop. Этот период представлен портфолио Барбары Крюгер, Герхарда Рихтера, Франка Стеллы, Энди Уорхола. То, что в завершение показывают принты деда поп-арта, очень правильно. Ведь девочки в бикини из портфолио современных рекламных агентств - его массмедийные внучки.

3. ГИНХУК

Государственный институт художественной культуры, более известный как ГИНХУК, согласно справке, опубликованной в каталоге “Первой отчетной выставки Главнауки Наркомпроса” (Москва, 1925), был основан в Петрограде в 1919 году. Однако реальная его история начиналась несколько ранее. У его истоков лежал Музей художественной культуры (МХК). Первое заседание Комиссии по организации МХК (Н.Альтман, А.Карёв, А.Матвеев) состоялось 5 декабря 1918 года. На нем был выработан список художников, чьи произведения предполагалось приобрести для будущего музея. В список вошли 143 представителя русского авангарда, в том числе и все будущие участники ГИНХУКа: Малевич. Матюшин, Мансуров, Татлин, Филонов и др.

На музейной конференции, состоявшейся 11 февраля 1919 года в Зимнем дворце, была подтверждена организация Музея художественной культуры. Под Музей были отведены залы в особняке Мятлевых на Исаакиевской площади, организатором его был назначен Н.И.Альтман.

Живописный отдел МХК открылся 3 апреля 1921 года. Несколько позже в Музее были открыты отделы рисунка, иконы и художественной промышленности. С 1922 при Музее началась систематическая исследовательская работа.

Предложение о преобразовании МХК в “Институт исследования культуры современного искусства” внес, от “группы левых художников”, П.Н.Филонов в докладе, прочитанном 9 июня 1923 года на музейной конференции в Петрограде. Создания исследовательского института требовала сама логика развития искусства, поскольку за десятилетие существования левые течения успели проделать весьма показательную эволюцию. Одним из первых радикальных течений был кубизм, через увлечения которым прошли многие русские мастера авангарда. С ним сосуществовали футуризм и неопримитивизм. С 1912 года в искусстве возникают новые тенденции. У Филонова рождается идея “аналитического искусства”. Малевич разрабатывает принципы супрематизма, Татлин – конструктивизма. Матюшин развивает идеи нового “пространственного реализма”, основанного на системе “расширенного смотрения”. Новые тенденции нуждались в теоретическом обосновании, как это происходило во Франции при возникновении кубизма, в то время как российская художественная критика была неподготовлена к объективному восприятию современных художественных процессов.

Немаловажную роль играло и убеждение, которое разделяли большинство пионеров авангарда: развитие пластической формы имеет внутреннюю логику, и ее анализ позволяет определить характер эволюции искусства в будущем. Задачу художника-“исследователя” они видели в том, чтобы, отметая все случайное, помочь “мировой линии” развития “пройти” через себя.

В 1923 году ГИНХУК был утвержден Совнаркомом как государственное учреждение. Директором ГИНХУКа был назначен Малевич.В нем были организованы исследовательские отделы: общей идеологии (П.Н.Филонов, позднее Н.Н.Пунин), материальной культуры (В.Е.Татлин), живописной культуры или формально-теоретический (К.С.Малевич), органической культуры (М.В.Матюшин) и экспериментальный (П.А.Мансуров). При институте функционировал и Муузей живописной культуры.

В годы работы в ГИНХУКе Малевич продолжает разработку своих идей о прибавочном элементе в живописи. С докладом на эту тему он выступил в 1925 в Государственной Академии Художественных наук в Москве. Основное же внимание Малевича-художника было сосредоточено на архитектуре. Он перевел принципы супрематические принципы формообразования в реальные объемные модели, получившие название “архитектонов”. Им предшествовали рисунки, в которых плоскостные геометрические фигуры приобретали объемность. Художник назвал их “планитами”, подчеркивая космический характер рожденных его фантазией объектов. Архитектоны в форме объемных моделей формулировали концепцию новой архитектуры, в основе которой лежит пространственная динамика элементарных геометрических объемов. Они должны были стать проектами нового большого стиля, способного охватить все сферы духовной и материальной жизни человечества.

30 мая 1926 года в ГИНХУКе открылась выставка исследовательских работ Института, которая стала и последней. В газете “Ленинградская правда” от 10 июня вышла статья Г.Серого “Монастырь на госснабжении”, автор которой утверждал политическую вредоносность деятельности института. Он увидел в архитектонах Малевича, в цветовых разработках Матюшина, в экспериментах по созданию “органической формы” Мансурова лишь бессмысленный формализм и напрасную трату государственных средств.

И хотя правление ГИНХУКа приняло решение подать на Серого в суд за клевету, хотя выводы многочисленных комиссий, проверявших работу института были положительными, в том же 1926 году ГИНХУК был ликвидирован. Типографский набор сборника трудов ГИНХУКа был рассыпан.

4. Кyбизм

Кyбизм - (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы.

Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний - фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.

Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (Музей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»