Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Анализ композиционных особенностей древнеегипетских фресок на примере двух-трёх памятников разных периодов

←предыдущая следующая→  
1 2 

сравнительного анализа композиционных особенностей возьмём четыре произведения разных периодов, где изображены супруг и супруга, держащая цветок лотоса:

- рельеф из гробницы Мерерука в Саккара. XXV век до н.э. – Древнее царство.

- стела Хенену.XXI век до н.э. – Среднее царство.

- рельеф из гробницы Тутанхамона в Фивах. Первая половина XIV века до н.э. – Новое царство.

- цветной рисунок на папирусе «Хануфер и его жена».XII век до н.э. –Новое царство.

На рельефе из гробницы Мерерука изображена супружеская пара, где супруга стоит у ноги мужа и едва достигает его колена. На этом рельефе наблюдается чёткое соблюдение древнеегипетских канонов, где размер изображения фараона, вельможи или хозяина всегда в несколько раз больше изображений других персонажей. Весь рельеф располагается у входа захоронения. Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет и превышает в размерах все остальные фигуры. Это произведение представляет собой классический образец рельефа эпохи Древнего царства. Фигуры на рельефе изображены, соответствуя канонам. (При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте.) В руке М. вертикально держит посох, благодаря чему граница между ним и повествовательными горизонтальными рядами становится более ощутимой. В композицию двух фигур включена небольшая вертикаль иероглифов. Супруги смотрят в одном направлении и как бы дают начало рассказу.

На рельефе стелы Хенену так же изображена супружеская пара, но уже сидящей. Двум фигурам отведена плоскость в нижнем левом углу, которая занимает около 1/3 всей площади стелы. Супруги показаны одинакового размера, впереди супруг, а за ним жена. Вся остальная площадь стелы исписана иероглифами. Фигуры как будто сидят в их окружении. Что касается изображения самих людей, то здесь снова всё придерживается строгих правил канонов. Но в этом рельефе заметно, что мастер пытался немного оживить работу, синхронным движением правых рук, движением левой руки супруга, которая как бы продолжает движение и передаёт его на левую руку жены, обнимающей его. В целом получается замкнутый круг. Это, почти движение, подчеркивают вертикали ног и ножек трона. Но, несмотря на какое-то движение, чувствуется статичность и монументальность фигур.

Рассмотрим рельеф из гробницы Тутанхамона. Здесь чувствуется влияние предыдущего «Амарнского» периода, где фараоны изображались в бытовых, семейных сценах. Супруги смотрят не в одну сторону, как это было на предыдущих произведениях, а друг на друга. Иероглифы на этом изображении отсутствуют и поэтому две фигуры занимают полностью пространство фрески. В этом рельефе мастер уже передает чувства людей. В фигурах появилось живое движение. Они не просто сидят или стоят, а между ними чувствуется общение. В этом рельефе видна живая линия контура, которая в выше рассмотренных рельефах была более груба и жестка. В данном произведении видна детальная проработка одежды и лиц, присущая рельефам и росписям Нового царства. Раскрашены фигуры ярко, не соблюдая канонов росписи рельефов эпохи Древнего царства.

Четвёртое рассматриваемое произведение – рисунок на папирусе.

На него повлияло частичное возвращение к первоначальным канонам Древнего Египта, возникшее в эпоху Нового царства. На рисунке изобилуют иероглифы (чёрные и красные), создавая композицию и заполняя пустое пространство. Чертой, по которой ясно видно к какой эпохе принадлежит рисунок, является достаточная детализация, прорисовка одежд и украшений на фигурах. Супруги стоят (идут) друг за другом. Впереди Хануфер, а за ним его жена. В этом рисунке не чувствуется движения фигур, они как будто застыли на месте. Если сравнивать его с предыдущим рельефом, то явно видна разница между двумя произведениями эпохи Нового царства. Ощущается тенденция к возврату к изначальным канонам, но для этого рисунку не хватает монументальности и грандиозности.

Из столетия в столетие переходили темы сюжетных композиций. И, взяв, несколько произведений на одну из них, мы проследили развитие древнеегипетского рельефа и росписи от Древнего до Нового царства. Композиция стала особо интересной в «Амарнский» период, приобретя смелость и игру линий. Композиция рельефов шла от общего (большие лаконичные плоскости) к частному (детальная проработка украшений на фигурах). Композиция плоскостных изображений на протяжении веков постепенно развивалась от монументальных рельефов на стенах гробниц Древнего царства к почти миниатюрным рисункам на папирусе и композициям рельефов уже Нового царства Древнего Египта.


←предыдущая следующая→  
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»