Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Античное искусство Рима

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Скачать реферат


Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии – в лице сената, а демократии – народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков».

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Американского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Карнелия Хризабона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно судебного оратора важно было не только правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решения судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мысли и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. Признавая, что оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями.

5. Послеклассическая литература.

Ранняя римская империя.

(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)

Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на войско. Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на Британских островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные обширные провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с западными провинциями. В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим приезжают со всех концов обширного государства философы, поэты, художники. Императоры стремятся украсить Рим монументальными постройками, пышными храмами, театрами, великолепными памятниками так, чтобы и архитектура и скульптура отражали мощь и блеск империи. Но, не смотря на внешнее величие, в Римской империи уже выступают черты загнивания и разложения рабовладельческой системы. В первом в. н.э. произошла перемена и в социальном составе римского общества. Старая сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской аристократической республики, но победа оставалсь за императорским режимом. И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической философии, проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от активной политической деятельности. Второе привилегированное римское сословие – всадники – превратилось в период Римской империи в бюрократическое чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в конце концов все римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие свободные труженики, и люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.

После классического периода литература в дальнейшем была представлена писателями, поставившими свое искусство на службу императорскому режиму или же на службу практической морали и пропаганде философских идей, главным образом идей стоической философии (Сенека, Персей). Характерным было также появление ряда писателей из провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В произведениях этих писателей господствует риторический стиль, стремление сблизить художественную прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны жанры поэмы и трагедии с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.

Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе, обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь и деятельность Луция Аннея Сенеки.

Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1) три утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии историка Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к влиятельному вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги, содержанием которых являются вопросы этики («О гневе», «О кратковременности жизни», «О милосердии», «О досуге», «О счастливой жизни», «О стойкости мудреца»).

К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на убитого императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий Геркулес», «Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон», «Тиест», «Геркулес на Эте» и «Октавия».

В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому особенный интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели как средстве к достижению этого блага. Задача философии - научить жить и научить достойно умереть. Человек, по его мнению, должен искать счастья не в материальных благах, а внутри себя, поэтому Сенека превозносит простоту нравов, показывает преимущества радостей бедняка перед пресыщенностью богачей.

Заключение

Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.

Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать главным образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко отличается от средневековой литературы.

Античная литература обращала пристальное внимание на материальный и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде.

В русской литературе нашли свое воплощение все стороны античности. Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и классический эпос (Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам Пушкин – это расцвет красивой и благородной античности в первой половине XIX века. В середине века высокую оценку античной литературы находим у революционных демократов (Белинский, Герцен). Античной тематикой наполнено творчество Аполлона Майкова, особенно его драмы.

Библиография:

1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд., перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.

2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954. Стр. 46-54.

3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.

4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»