Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Башкирский народный эпос

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


завершить Урал-батыр. Оба эти эпоса отражают период распада родовых и начала складывания новых общественно-экономических отношений. И их объединяет идея служения народу, думы о его счастье и завтрашнем дне.

Эпос “Урал-батыр” уже давно стал достоянием общественности, хотя единого мнения о его точном возрасте нет. Несмотря на это, уже многие поколения исследователей с неизменностью обращаются к нему, пытаясь вновь и вновь проникнуть в его тайны и разгадать тот символический код, который содержится в нем. И тем не менее этот эпос продолжает удерживать внимание исследователей и вовлекает в свою орбиту все новые поколения ученых. Мы тоже обращаемся к нему, — не только для того, чтобы отдать дань традиции, а с несколько неожиданной стороны: проследить идею развития народа и освещение этой темы в данном и других башкирских эпосах.

«Урал-батыр» - выдающееся создание башкирского народа

Эпос “Урал-батыр” от начала и до конца пропитан идеей народа. В начале произведения понятие “народ” выступает как обобщенный образ и принимает значение “все люди”. В ходе повествования происходит трансформация последнего понятия — оно постепенно превращается в идею народа.

На наш взгляд, данный терминологический трансформизм вполне логичен с точки зрения повествования. Переход от абстрактного к конкретному происходит по мере развития сюжета и связан с конкретными действиями главного героя. Эпос начинается с того, что в стародавние времена на одном из участков суши жили старик Янбирде (Йўнбир¦е) со старухой Янбика (Йўнбикў), которые спаслись от потопа. Поэтому символичны и их имена. Йўнбир¦е: а) давший жизнь, ожививший кого-то и б) умерший, отдавший богу душу6 ; Йўнбикў: госпожа, барыня, душа7. “Йўн” с башкирского переводится как “душа, духовный”, и в тексте противопоставляется смерти (“µлем”).

На новом месте (острове) у Янбирде и Янбики рождаются два сына — Шульган и Урал, которые узнают о прежней жизни родителей только по их рассказам8 . Отец говорит им о том, что виной их злоключений является Смерть, которая не видна, но имеет великую силу9 . Она истребила народ там, где они жили, и есть только один способ победить ее — это живой родник в стране дивов. Только испивший воду из этого родника сможет победить Смерть.

Во время одной из удачных охот им попадается лебедь, которая оказывается дочерью царя птиц Самрау Хумай (№омай). Она умоляет людей отпустить ее и обещает показать дорогу к живому роднику. При этом она упоминает, что ее мать Кояш (›ояш, Солнце) омыла ее тело из этого родника10 . Но во время возникшего спора между Шульганом, который настаивал на том, чтобы съесть эту птицу, и остальными, Хумай, при помощи волшебства, удается скрыться. Таким образом, дорога к живому роднику остается неизвестной. Но старик Янбирде посылает своих детей искать этот родник в ту сторону, куда улетела Хумай. И наказывает детям найти родник, а если повстречается Смерть, то отрубить ей голову и возвращаться назад.

Янбирде сам в некоторой степени выступает в роли смерти, поскольку для окружающего мира он сам ее несет. Однако в прологе произведения, на наш взгляд, заложена одна очень важная гуманистическая мысль — самоценность человеческой жизни, которая дарована и должна быть вечной, как вечен окружающий мир. Борьба со Смертью, а тем более победа над ней — вот цель, ради которой он посылает своих детей, рискуя их потерять. В его понимании смерть одного из них или же гибель обоих имеет менее важное значение, чем гибель множества людей. Экзистенциальное понимание существования человека как борьбы за жизнь, пограничных ситуаций, приближают старика Янбирде к современному осмыслению бытия и сущности человека.

В поисках живого родника пути Шульгана и Урала расходятся. Дальнейшее повествование идет в двух прямо противоположных направлениях (служение добру и злу): честность, открытость, сострадание, готовность к самопожертвованию ради других и хитрость, коварство, жестокость, эгоизм. Если Урал в своих поступках — олицетворение первых качеств, то его брат Шульган — вторых. Он забыл наказ отца, предал его идеалы и, в конце концов, на стороне нечистых сил выступил против брата и всех людей. Такое его поведение в данном эпосе, думается, не случайно, ибо довольно явно читается очень важная мысль: тот, кто выступил против людей, нарушил заветы старших, пренебрег своими родными, кто завистлив и ради удовлетворения своих прихотей пускается во все тяжкие грехи, тот не достоин уважения и даже больше — жить среди людей. И потому в данном эпосе Шульган отвергается обществом и оказывается на стороне дивов, змей, драконов, которые живут на дне озера.

Раздвоение линии повествования — характерный литературный прием, но в данном случае оно несет в себе еще одну особенность, которая связана с оценкой общественной деятельности личности. А как известно, ее сущность раскрывается через поступки. Сравнивая действия, мысли, чувства двух братьев, мы ощущаем не только героический образ одного и эгоистичность другого. Важнее другое — тот, кто не щадит ни своих сил, ни своей жизни за идеалы народа, тот бессмертен и достоин восхищения, уважения и всеобщей любви. Такие люди, сыгравшие в истории народов роль освободителей, вечны в народной памяти, а их подвиги и деяния передаются из поколения в поколение, приобретая мифологизированный (иногда и божественный) образ.

Урал-батыр как раз и выступает одним из таких героев. Его подвиги, борьба за собственные идеалы и наказы отца постепенно превращаются в более глобальную цель — добыть счастье всем людям, освободить их от оскорблений, издевательств, рабства. Поражает альтруистичность поступков главного героя. Он не думает ни о личной славе, ни о своей жизни, а все мысли сосредоточены на другом — как помочь людям обрести бессмертие и избавить их от всех тяжестей, выпавших на их долю. Подвиги его — не самоцель, а реализация светлой мысли о всеобщем счастье и благоденствии людей. Таким образом, в эпосе через его поступки подчеркивается общественное предназначение человека.

Связь героя и народа явна, ибо именно последний является объектом героических усилий батыра. Эта связь становится очевидной в финале произведения. Урал, преодолевая все преграды, наконец-то достигает живого родника. Победив последнего врага на земле, он обращается к народу с призывом о походе за животворной водой, чтобы все смогли напиться этой воды, которая смогла бы превратить людей в бессмертных. Но в этот момент перед ним появляется седой, тощий старик, который обращается к Уралу с просьбой выслушать его.

Он не помнит какого он роду-племени, где жил, кто его родители, но видел много разных событий, хотя непосредственного участия в них не принимал. В какой-то период власть над людьми захватили дивы, и он решил дождаться того времени, когда родится батыр, способный освободить землю от них. Для этого он испил воду из живого родника. И вот это время наступило, но у него двойственные чувства. С одной стороны, он счастлив, что увидел день, когда люди освободились, а с другой, он несчастлив, поскольку он не может умереть. Смерть не берет его, и старик обречен быть вечным. И он предостерегает людей от безрассудного поступка и говорит им, чтобы они не повторяли его ошибок.

Продолжая свою речь, старик высказывает свою точку зрения, к которой он пришел, пройдя многие испытания: обретение бессмертия лежит не в сохранении физического, материального, т.е. тела, а совсем в противоположном — в благодеянии, в добре. Другими словами, только благие поступки людей способны обессмертить их. Урал выслушал старика, понял тайну живого родника и вместо того, чтобы выпить ее, оросил водой всю окружающую природу. На земле наступил мир, покой и согласие. Прослышав об этой вести, сюда начали стекаться люди и стали жить в дружбе и согласии.

Шульган, прослышав об этом, понял, что Урал и все люди не обрели бессмертия. Тогда он снова начал творить зло против людей. Урал вновь пришел им на помощь и сам, в одиночку, решил победить злых дивов. Он на своем летающем коне Акбузате (Ањбу¦ат) подъехал к тому озеру, где жили дивы и Шульган, и выпил из него всю воду со всей нечистью. А дивы, попавшие внутрь Урала, начали убивать его изнутри, повреждая внутренние органы. И вот Герой не выдерживает и падает на землю. Перед смертью он произносит речь, в которой высказывает пожелания людям.

Он предупреждает людей, что зло неистребимо и корень его — внутри нас. Также он оставляет своим детям и своему народу наказ: оставайтесь вы людьми, пусть добро будет спутником вашим, не творите зла, потворствуйте добру11. В этом завете смысл всего повествования: добро нуждается в защите и у него есть только один путь для реализации — поступки и деяния людей. Если люди будут всегда стремиться к благодеянию, то возможности зла будут резко ограничены. Эта вечно утопическая, мессианская мысль жила в народе с родового строя и продолжает оставаться одной из великих, но нереализованных мечтаний человечества.

Эпос “Урал-батыр” дает богатый материал в плане изучения генезиса “идеи народа” в народном творчестве. В башкирском языке (как и в других языках) понятию народ соответствует несколько значений: во-первых, употребляется по прямому предназначению; во-вторых, в значении население, жители и, в-третьих, как люди, массы12 . Нам кажется, что в эпосе “Урал-батыр”, созданном в древности, когда социальная дифференциация была не столь очевидной, социальный статус личности определялся по его вкладу в общественную жизнь, употребление данного понятия шло от низшего к высшему, т.е. от последнего к первому.

Подразумевая первоначально под данным термином всю массу людей, постепенно осуществляется переход к населению, жителям той или иной территории, страны, и завершается обезличенным понятием народ, который мог быть как моноэтничным, так и полиэтничным. Но последнее можно уже рассматривать как момент перехода

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»