пьянства и принятия спритного , царь не мог полностьюистребить
корчемства , и вследствии этого казеные питейные дома ,
откупаемые забольшие деньги , служили " местом разврата для
людей слабых . "
4) В отношении образования Борис превзошел всех предшествующих
ему самодержавцев , Борис хотел завести школы и даже
университеты , чтобы обучать россиян наукам и иностранным
языкам. Но это намерение царя не произошло из-за сильного
возражения духовенства , которое утверждало , что " Россия
благоденствует в мире единством закона и языка ; что разность
языков может произвести и разность в мыслях , опасную для церкви
; что , во всяком случае , неблагоразумно вверить учение
юношества католикам и лютеранам . " Однако царь отправил 18
молодых боярских людей учиться за границу . Также царь призывал
к себе наслужбу из-за границы лекарей , художников ,
ремесленников и чиновников на службу .
Но приближалось время , когда царь , славимый в Европе и
Росии за свою разумную политику , любовь к просвещению ,
ревность быть истинным отцом Отечества ," д о л ж е н был
вкусить горький плод беззакония и сделаться одною из
удивительных жертв суда небесного "
_________________________________________________________________
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА.
1600-1605 г.г.
_________________________________________________________________
Но борис скоро начал удаляться от россиян , отменил устав
времн древних : не хотел в праздничные дни выходить к народу ,
выслушивать его жалобы . Царь велел книжникам издать книгу о
душевном спасении и телесном здравии " слуги божия , всевышним
избранного и превознеснного,самодержца всей Восточной стороны и
Северной .... чтобы россияне всегда с умелением славили Бога за
токого монарха , коего ум есть пучина мудрости .... чтобы юные ,
цветущие ветви Борисова дому возросли благославлением небесным и
не прерывно осиняли оную до скончания веков! " Борис дерзнул
осквернить своим тщеславием и лецимерием " святое действие души
человеческой и ее тайное сношение с небом." После этого Годунов
не знал мира душевного , уже чувствовал , что если путем
беззакония можно достигнуть величия , то величие и блаженство ,
самое земное не одно знаменуют .
Вскоре в Борисе стали пробуждаться подозрения , что его
хотят убить , изгнать строна " мечтал о тайных ковах против себя
, яде , чародейтве " , царь воосстанавливвает Иоаннову систему
доносов.Первой жертвой Бориса Годунова стал Бельский (свойствен-
ник царицы Марии ) , потому что "знал лучше иных глубину
Борисого сердца . Второй жертвой Бориса стала семья Романовых ,
самодержец опасаясь их претенденства на трон велел подлжить в
иих дом коренья , а потом ... " Вдруг сделалась в Москве тревога
: синклит и все знатные чиновники спешат к патриарху , посылают
окльничего Михайла Салтыкова для обыска в кладовой у боярина
Александра , находят там мешки , несут к Иову и в присутствии
Романовых высыпают коренья , будто бы волшебные , изготовленные
для отравления царя .Все в ужасе - и вельможи ,усердные ,
подобно римским сенаторам Тибериева или Неронова времени , с
воплем кидаются на мнимых злодеев , как дикие звери на агнцев,-
грозно требуют ответ и неслушуют его в шуме. Отдают Романовых
под крепкую стражу и велят судить , как судит беззаконие ."
Кроме князей Романовых взяли князей Черкасских , Шестуновых
, Репниных , Карповых , Сицких многие из них погибли под пытками
, а многих сослали . Годунов кроме того запретил кннязьям
Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться , боясь , что их дети
, по древней знатности своего рода , могли претендовать вместе с
его сыном на престол.
В последствии "глас Отечества уже не слышался в хвале
частной , корыстолюбивой , и молчание народа , служа для царя
явною укоризною , возвестил важную перемену в сердцах россиян :
о н и у ж е не л ю б и л и Б о р и с а ! "
В скором времени на Россию начали обрушиваться бедствия и
первое произошло в 1601 году : весноу произошло наводнение , ко-
торое испортило урожай на 30 процентов ; Карамзин писал о том
времени : " небо омрачилось густою тьмою , и дожди лили в
течение десяти недель непрестанно , и крестьяне не могли
ни чем заниматься , ни косить , ни жать ... " . Но бедствия не
оставили Россию и 15 августа жестокий мороз погубил половину
оставшегося урожая . Борис пытался изо всех сил ликвидировать
голод , он принимал мноие меры :
1)Убедил духовенство и вельмож продавать хлеб за низкую цену;
2)Велел открыть и раздавать хлеб из царских житниц в Москве и
в других городах;
3)Отворил казну!!!:
а)Около московской стены лежали кучи серебра для бедных;
б)Ежедневно каждому давали две московки , деньгу или
копейку.
Но голод все равно продолжал свирепствовать , так как торговцы
скупали за дешево в житницах хлеб , а потом продавали его за
очень высокую цену , что денег раздаваемых царем не хватало на
покупку у них хлеба .Один из современников писал об этом времени
, о том что творилось в Москве : " Свидетельствуюсь истиною и
богом ,- пишет один из них ,- что я собственными глазами видел в
Москве людей ,котрые , лежа на улицах , подобно скоту , щипали
траву и питались ею ; у мертвых на ходили во рту сено . "
В Москве тогда умерло 500 000 человек !!!
Время показало , как не было "не сирого , ни бедного " . В 1603
году обстановка нормализовалась но голод очень сильно повлиял
на благосостояние России :
1)Уменьшилось число людей в Рооссии.
2)Уменьшилось материальное благосостояние людей.
3)Оскуднела государственная казна.
Боясь гнева Божьего Борис Годунов в 1600-х годах украшает
Кремль : воздвигнута огромная колокльня Ивана Великого ,
пристраивает две большие каменных палаты к Золотой и Грановитой
, Столовую и Панихидную для питания и удовольствия бедных людей
.
В 1604 году скончалась Ирина в Новодевечьем монастыре .
Борис скрывал отнее голод и прочее бедствия народа , скрывал
свои мысли о его смещении и гонениях им великих князей , с ней
он делил только добрые чувства ...
Галичанин Юрий Отрепьев в юности лишился отца , стрелецкого
сотника , зарезанного в Москве пьяным литвином. Он служил в доме
у Романовых и князя Бориса Черкасского ; знал грамоту от скуки
решил искать удовольствие в сане инока , постриженный игуменом
Трифоном и названный Георгием жил в Чудовым монастыре под присм-
отром своего деда . Там он познакомился с патриархом Иовым ,
который посвятил его в диааны и взял его к себе для книжного
дела . Вместе с Иовым григорий ездил во дворец , где проявлял
необыкновенное любопытство ; с жадностью слушал людей разумных ,
особенно когда говорили об убиенном царевиче Дмитрии ; Григорий
начал ваведывать о его судьбе ... впоследствии он окрыто говорил
, что скоро будет царем на Москве , обю этом было до несено царю
и царь приказал сослать его на Соловки , но ему помогли бежать ,
и никто огда не думал о том какие последсвия будут у этого
побега ...
Григорий достиг Новагорода Северского , где архимандрит
Спасской обители принял его дружелюбно и дал ему лошадей . После
его уезда архимандрит нашел у себя записку следующего содержания
: " Я царевич Дмитрий , сын Иоаннов , и не забуду твоей ласки ,
когда сяду на престол отца моего ".Архимандрит , не зная , что
делать решил молчать. Таким путем беглый диакон решил грубой
ложью и обманом свергнуть великого монарха и сесть на его
престол. После Новагорода он направляется в Литву(где ненависть
к России всегда благоприятствовала нашим изменнякам) ,
предварительно расспустив слух в России о том , что царевич
Дмитрий жив .В литве он схдится с князем Вишневецким , который
мечтая о славе решил способствовать , как он думал царевичу
Дмитрию. Вишневецкий сообщил о том , что царевич Дмитрий жив
всей литовской знати и Сигизмундуи . Литовский король решил
использовать
|
|