←предыдущая следующая→
1 2 3
Запад есть запад, восток
есть восток, не встретиться
им никогда. Лишь у подножья
Престола Божья в день
страшного суда.
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю
Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни
соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу дейс-
твительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,
указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет
все больший интерес к традициям востока ( философии, искусс-
твам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего
Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного
промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.
- 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой сме-
ниться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая
особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И
каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождает-
ся крушением старой системы ценностей, а также политических и
экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает
как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои ци-
вилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и
растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать
многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из
крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых пле-
мен, живших на границах Китая и переживавших период разложе-
ния первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили ки-
тайское государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались "варварские"
королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "вар-
варскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайс-
кое население этой части страны ассимилировало пришельцев и
привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосущество-
вало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отноше-
нии западного христианства, довольно спокойно уживался с тра-
диционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы
потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не-
зыблемыми.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что об-
щество здесь не утеряло связи с природой.
Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу заво-
еваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей
Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами,
новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитив-
ную попытку оправдаться. Однако большинство европейцев были в
свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?
Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей
двух цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем.
Свое несовершенство и слабость перед силами природы они нача-
ли возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили
себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более
того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее на-
до было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив
себя, что человек есть венец творения и все в этом мире соз-
дано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать
природу на свой лад и расхищать ее богатства, не считаясь ни
с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще
бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Ба-
заров в романе Тургенева "Отцы и дети".
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял
связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на соз-
дание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а
на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-
нимался им, как единое целое, и человек в этом целом не гос-
подин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель
человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии
и, познав основные ее законы, постараться не противоречить
им. Так, философы Востока считали, что народы и государства
должны развиваться естественным (природным) образом, беря
пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лиш-
него, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока сложились в ре-
зультате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медве-
дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив окружающую среду, че-
ловек Востока знал, как она воздействует на его организм.
Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-
личные точки тела рассчитывалась в зависимости от времени
дня.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек
может совершенствовать мир, когда путем совершенствования об-
ретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью
чужды зло и стремление разрушать.
Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в
очень давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-
рытия в области астрономии, математики, медицины и других на-
ук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-
лифическая письменность. Несколько позднее были изобретены
компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до
н.э. был составлен первый в мире звездный каталог, насчиты-
вавший 800 светил.
Третьей особенностью Востока является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилиза-
циях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом
"золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда,
когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменя-
ясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку евро-
пейского Средневековья в голову не могло прийти писать в сти-
ле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встре-
тить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций ( даже самых нез-
начительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий
китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике,
устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались
в восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог
давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:"Ес-
ли это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он
же создал целую теорию ( до сих пор имеющую на Востоке огром-
ное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсег-
да установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мне-
нию, обесценивается все. "Почтительность без ритуала приводит
к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.
Смелость без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не
только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены
смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций
также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений
прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от-
ношусь к древности".
Отношение к религии является одним из важнейших показа-
телей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма от-
личается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и
непохожи на христианство. Вот,
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|