Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Декоративно-прикладное искусство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«Материалы в декоративно-прикладном искусстве»

Выполнил:

студент гр. ЭТ-2103

Учаев С. А.

Проверил:

Чебоксары 2004

Содержание

Уральский камнерез

Хохломские изделия

Палех, Мстера и Холуй

Архангельское ткачество

Вышивка

Домовая (корабельная) резьба

Приёмы художественной обработки металлов

Красносельский ювелирный промысел

Русские художественные лаки

Чукотский костерезный промысел

Гжельская керамика

Художественная обработка камня

Литература

Уральский камнерез

Своеобразное местное сырье и сложившийся за годы работы ассортимент заметно отличают изделия промыслов каждого региона. Различны и традиции искусства отдельных промыслов. Почти все центры камнеобработки относительно молоды исторически. Некоторые из них сложились творчески и организационно только в советское время. Но сравнительно с искусством обработки камня твердых пород в этих промыслах больше видна индивидуальность, самобытность традиций и ее связь с местной народной культурой.

Комбинат "Уральский камнерез" - предприятие Пермской области, организовано в 1960-е годы на основе возрождения традиций уральских мастеров, исторически связанных с добычей и обработкой камня. Современное производство сложилось после целого ряда преобразований, которые происходили с кустарными артелями на протяжении предыдущих десятилетий. Пройдя через этапы поисков своего ассортимента, мастера комбината нашли свой путь в анималистической скульптуре. Утилитарно-декоративные изделия, бывшие в прошлом основой производства, и сейчас не уходят из поля зрения мастеров, но малая пластика стала их подлинным призванием.

Создавая скульптуру, мастера, как истинные творцы, очень внимательно подходят к выбору материала, соответствующего их замыслу. Коричневый кальцит для изображения енота, золотисто-медовый селенит - для белочки или белый ангидрит - для полярного медведя представляют лишь первые шаги к созданию скульптурного образца, помогают зрителю быстро узнать изображенное существо. Но дальше художник показывает зрителю самое типичное в повадке, характере животного средствами скульптурной формы, в которой, как правило, нет ни одной лишней детали. Скульптуры художников этого промысла довольно свободны в движении, имеют разные масштабы: несколько укрупнены уникальные работы и очень камерны исполняемые в сериях птицы и зверушки. Отдельные работы с изображением человека также выразительны и своеобразны, как и традиционно сложившаяся анималистическая пластика.

Работы Кунгурского завода художественных изделий, также расположенного в Пермской области, родственны работам комбината "Уральский камнерез". Их скульптуры все же тяготеют к небольшому размеру и некоторой детализации, дающей более подробную характеристику изображенным животным, птицам. Статичность фигур компенсируется разработкой деталей и выявлением декоративных качеств камня, например комбинированием полированной и матовой его поверхностей.

Мастера и художники предприятия постоянно ведут работу по обновлению ассортимента утилитарно-декоративных изделий, сообразуясь с новыми требованиями современного быта. Вазы, подсвечники, светильники-ночники, декоративные лоточки несложной формы дополняются рельефной резьбой, а иногда и деталями из металла, создающими эффективный контраст со светлым камнем.

Фабрика "Борнуковская пещера" Нижегородской (Горьковской) области - промысел, организацию которого подсказали запасы местного камня. Здешний ангидрит, белый с золотистым оттенком и разной резкости прожилками, хорошо связывается с образами декоративных скульптур. Красив он и в туалетных коробочках, вазах небольшого размера, выполненных на токарной основе. Утилитарно-декоративные предметы изготовляют без резьбы. Их объемы и поверхность достаточно привлекательны естественной структурой природного рисунка.

Анималистическая скульптура резчиков по камню отмечена пристрастием к образам, характерным для народной пластики в дереве, керамике. Любимы изображения коня, медведя, льва. Скульптурная форма в них мягкая, обобщенная. Фигурки медвежат бывают веселы и наивны и напоминают образ вездесущего медведя из богородской деревянной игрушки-скульптуры. Промысел, возникший в 1930 г. на базе добычи и переработки алебастра, как художественное производство начал складываться под влиянием уральских центров камнеобработки. Первые образцы и первые мастера, с которых начинался новый промысел, были с Урала.

Современное положение промысла осложнено тем, что выходы мягкого камня в местных пещерах почти исчерпаны. Многие годы работы выполняют из привозного сырья - гипсового камня Краснодарского края.

Отрадненская фабрика камнерезных изделий и Хаджохский завод "Русские самоцветы" - два новых промысла по художественной обработке камня мягких пород. Его запасы в Краснодарском крае позволили открыть производство художественных изделий. Древняя культура Северного Кавказа оставила замечательное наследие в виде предметов, выполненных из металла, дерева. Строгие рисунки обобщенных растительных мотивов, изображения полуфантастических животных вдохновляют современных мастеров на создание вещей, приближающихся к лаконизму и выразительности художественных предметов прошлых эпох. Свои условия диктует и материал. Два вида мягкого камня - гипс в оттенках от бело-розового до темно-бурого и кальцит от светло-желтого до коричневого с неповторимыми прожилками в каждом куске - настраивают на сохранение природной красоты материала, и потому здесь не увлекаются скульптурой. В большинстве своем это утилитарные изделия довольно строгих форм и пропорций с лаконичным резным орнаментом: декоративные вазы, блюда, лотки, чаши, светильники, выточенные из местного камня.

Тувинский камнерезный промысел развивает глубокие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита. Эта разновидность камня мягких пород имеет очень спокойный пастельный оттенок, в котором как бы мягко смешаны светло-серый и розово-коричневый цвета. В зависимости от способа отделки скульптура то активно проявляет цвет камня, то кажется совершенно бесцветной.

Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой.

Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур.

В развитии традиций своего национального искусства скульптуры мастера Тувы смело расширяют тематику пластики малых форм и обновляют выразительные средства художественной обработки камня.

Хохломские изделия

Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в нате время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла - наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»