Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Информационное и библиотечное обслуживание населения г. Костромы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Костромской государственный технологический университет

Программа профессиональной переподготовки

2002/2003 учебный год

Государственное и муниципальное управление

Выпускная работа

Информационное и библиотечное обслуживание населения города Костромы: состояние, проблемы и перспективы развития

Выполнил: __________________________

Руководитель: _______________________

Кострома, 2003

Введение.

В 2000-ом году Президентом РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации , ключевыми требованиями которой по обеспечению национальных интересов являются следующие :

- «обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать... информацию любым законным способом...»

- «усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации»

- «развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов».

Массовое информационное обслуживание на основе находящихся в их распоряжении информационных ресурсов осуществляют организационные структуры двух традиционных для информационной сферы видов : публичные библиотеки и разного рода информационные службы и центры. Публичные библиотеки изначально ориентированы на выдачу читателю во временное пользование экземпляра печатного издания, причем, как правило, бесплатно. Библиотечные формы обслуживания превалируют в РФ, изначально имея ключевое значение в стране с богатейшей литературной культурой, с давней традицией уважения к печатному слову, практически всеобщей грамотностью. Россия имеет самую насыщенную сеть публичных библиотек в мире.

В формировании нового человека-человека 21 века - библиотекам отводится особая роль. Сегодняшняя библиотека-это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. По определению министра культуры РФ М.Е. Швыдкого , «современная библиотека- это высокотехнологический информационный центр, где работают высокообразованные специалисты». Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе.

В России более 150 тысяч библиотек, которые являются самым крупным общедоступным традиционным информационным ресурсом в стране. Библиотечным обслуживанием охвачены значительная часть населения страны, на протяжении последних 10-ти лет эта цифра составляет

40-42% населения РФ. Суть феномена публичной библиотеки, как наиболее массового учреждения, стремящегося обеспечить равный доступ всех граждан к знаниям, информации, культуре остается неизменной.

В ряду различных культурных институтов города муниципальные библиотеки занимают особое место : по сравнению с театрами, музеями и клубами они более демократичны, общедоступны, ориентированы не только на интеллектуальную элиту, но и на самые широкие слои городского населения. Помимо других особенностей библиотеки отличает особая устойчивость, связанная, прежде всего, с их родовой функцией -постепенным многолетним накоплением печатных ресурсов. Укорененность в местную жизнь обеспечивает широко развитая библиотечная сеть, позволяющая максимально приблизить обслуживание населения к месту жительства или работы.

Информационное и библиотечное обслуживание всех возрастных категорий населения Костромы осуществляют 4 областные и 20 муниципальных библиотек, объединенных в Муниципальное учреждение культуры “Централизованная библиотечная система”, созданное в августе 1978 года. Муниципальная библиотечная система Костромы –это уникальное книгохранилище города с книжным фондом более 600 тысяч экземпляров книг, брошюр и журналов, это более 58 тысяч читателей, которым ежегодно выдается более 1 млн. 200 тыс. изданий, с общим количеством работающих в ней- 196 человек.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) одной из основных задач государственной культурной политики Правительства Российской Федерации является создание базовых условий для доступа граждан к информационным ресурсам государственных библиотечных фондов, содействие развитию информационных технологий электронных, печатных средств массовой информации, продолжение работы по сохранности предметов библиотечного фонда.

Цель данной работы – исследование состояния, проблем и определения перспектив развития информационного и библиотечного обслуживания населения в городе Костроме.

Задачи :

1. проанализировать существующую постановку информационного и библиотечного обслуживания в городе

2. выявить основные проблемы организации информационного и библиотечного обслуживания

3. определить стратегические цели развития библиотечного дела и перспективу насыщения города информационными услугами

4. наметить пути улучшения качества библиотечно-информационного обслуживания населения города.

I. Постановка библиотечно-информационного обслуживания в городе Костроме.

Муниципальная библиотечная система города Костромы в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом “О библиотечном деле”, принятом в 1994 году, и осуществляет работу на принципах, гарантирующих права человека на свободный доступ к информации без ограничения уровня образования, специальности, отношения к религии, пола, возраста, национальности, политических убеждений и на принципах открытости, бесплатности основных библиотечных услуг, позитивного отношения к контактам и новациям в организации досуга горожан.

Приоритетом государственной политики в области библиотечного дела в последнее десятилетие стала защита и реализация права граждан на библиотечное обслуживание, создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей посредством сохранения, развития и модернизации библиотек на территории всей страны.

Самое главное сейчас для муниципальных библиотек – помогать своими библиотечными средствами становлению и развитию той социальной среды, в которой они живут – и органам власти, и местному сообществу, и производству, и образованию, и здравоохранению. Посещение читателями библиотек связано прежде всего с образовательными, научными и другими деловыми потребностями.

Библиотеки остаются, по сути, единственным открытым, доступным учреждением, где образовательные и самообразовательные потребности человека могут быть удовлетворены бесплатно. Особенно этот вопрос становится важным в связи с социальным расслоением общества. И не случайно, большую часть читателей составляют люди не самого высокого достатка: учащиеся, бюджетники и пенсионеры.

Важность разработки проблем рационального хозяйствования в библиотечном деле сегодня очевидна. От этого в ряде случаев зависит само выживание библиотек, сохранение, наращивание и использование накопленного ими ресурсного потенциала в интересах общества. Предлагаемые библиотечной наукой специфические методы анализа деятельности изучаемых объектов основаны, в первую очередь, на применении критерия выгодности от использования тех или иных всегда ограниченных ресурсов, тех или иных организационных структур и технологий, т.е. экономической эффективности.

В городе Костроме решение об открытии первой публичной библиотеки было принято городской думой в 1913 году, но начала Костромская Городская Общественная библиотека – читальня им. Ф.В. Чижова работать с читателями лишь в марте 1915 года (ныне это Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина). В 1993 году из Одессы в Кострому был прислан уникальный документ- отчет Костромской Городской общественной библиотеки-читальни имени Ф.В. Чижова за 1915 год, чудом попавший и уцелевший в Одесской общественной библиотеке.

Проведем небольшой экскурс в историю постановки библиотечного дела в городе Костроме.

Хозяйственные, экономические проблемы в библиотечном деле России возникли уже во второй половине 19 века, с началом формирования широкой сети общедоступных библиотек, когда появилась необходимость оценки выгод от общедоступной формы пользования книгами, обоснования затрат, их структуры, выбора экономически оправданных форм организации и функционирования библиотечного производства. Известно, что само возникновение общественных библиотек было вызвано желанием более экономного приобщения к чтению широких масс населения, закрепления грамотности и стимулирования самообразования.

Чаще всего судили о библиотечном хозяйствовании в тот период, основываясь на чисто житейских представлениях и простейших расчетах выгоды. Характер построения библиотек и их сетей, нормы финансирования, материального оснащения определялись «на глазок» с надеждой, что сам опыт работы внесет в них необходимые коррективы. Не случайно,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»