Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

История возникновения театра в России

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 3

2. СКОМОРОШЕСТВО 4

3. ТЕАТРЫ XVII ВЕКА 6

3.1. ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР 6

3.2. ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР 7

4. ТЕАТР НАЧАЛА XVIII ВЕКА 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Началь-ный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века –«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «иг-ра». В русском средневековье были распространены синомичные им опреде-ления – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами назы-вали и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII ве-ках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Пет-ра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пиро-вальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ря-жение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных ин-струментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в приме-нении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

1. Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народ-ное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое дейст-вие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народ-ные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновид-ности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диа-логом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной орга-низации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищ-ный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия «русалии» определя-лось так: бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские».

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обря-дах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой – фео-дальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинопо-ле. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

2. Скоморошество

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхва-ми, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усилива-ли их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то ли-ца или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей худо-жественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное теат-ральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Пер-вые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи пред-ставления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изобра-жение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальней-шем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегают ско-морохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический об-раз жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искус-ство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его станови-лось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконо-писцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи при-надлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пля-ски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенст-ва, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, пе-ревоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной ост-рыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площад-ных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) вы-смеивали влать имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали про-стых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители ис-пользовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объедине-ния их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инстру-менте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют род-ные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, ко-торые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бы-том. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придвор-ных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собст-венно драматические, и церковные и «эстрадные».

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими эле-ментами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содейст-вием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влия-ния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургиче-ские драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом «великой церкви» («Шествие на осме-ти», «Умовение ног»).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

3. Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отра-жающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вна-чале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – при-дворный и школьный театр.

3.1. Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»