←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Культура Византии (IV-XIV вв).
В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии,
одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие
культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры
Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном
творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы
литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом
форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и
глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди
всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского
мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить
византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего
Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
1. В Византии была языковая общность (основным языком был
греческий);
2. В Византии была религиозная общность ( основной религией было
христианство в форме православия);
3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое
ядро, состоящее из греков.
4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая
государственность и централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,
оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась
культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее,
так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего
существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными
влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии
развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского
Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать
в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько
или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли
их "варварами" ).
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи
подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы
господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового
прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под
покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе
дорогу новое, творческое начало.
Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три
периода : 1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в
Византии.
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
Первые столетия существования Византийского государства можно
рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма
и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает
философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников -
Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм
непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской
философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев
специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов.
Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась
его историческая обреченность.
Формирование христианства как философско-религиозной системы было
сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие
философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных
учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности
божества, один из центральных догматов христианского вероучения, -
это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако
христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и
неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и
неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-
религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античные
философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и
то, что христианство не только боролось с античной философией, но и
использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства
со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между
христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме
образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против
христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх
сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс
отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния
неоплатоничекой философии и христианского богословия, который
завершается поглощением неоплатонизма христианством.
Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли
необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для
использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия
Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна
Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с
неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение
риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как
Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,
закладывают собственно фундамент византийской философии. их
философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского
мышления. В центре их философии находится понимание бытия как
совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а
следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция
порой приближается к пантеизму.
В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и
становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех
сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая
система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая
складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.
Патристическая литература, библейская космография, литургическая
поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская
агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу
овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной
культуре.
Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение
к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с
античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему
символов. На смену античному представлению о героической личности,
античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих
на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не
надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего,
раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он
бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в
этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью
выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется
и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе
истории : на смену замкнутым историческим циклам античных писателей,
обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения
истории ранневизантийских историков и хронистов.
В ранней
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|