Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Культура Византии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Культура Византии (IV-XIV вв).

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии,

одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие

культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры

Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном

творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы

литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом

форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического

мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и

глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди

всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского

мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром

своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить

византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего

Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :

1. В Византии была языковая общность (основным языком был

греческий);

2. В Византии была религиозная общность ( основной религией было

христианство в форме православия);

3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое

ядро, состоящее из греков.

4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая

государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,

оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась

культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее,

так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего

существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными

влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии

развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского

Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать

в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько

или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли

их "варварами" ).

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи

подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы

господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового

прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под

покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе

дорогу новое, творческое начало.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три

периода : 1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения

рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в

Византии.

3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся

дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно

рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения

византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма

и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает

философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников -

Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм

непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской

философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев

специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов.

Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась

его историческая обреченность.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было

сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие

философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика

сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных

учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности

божества, один из центральных догматов христианского вероучения, -

это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако

христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и

неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и

неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только

синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-

религиозной системой, важнам компонентом которой являлись античные

философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и

то, что христианство не только боролось с античной философией, но и

использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства

со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между

христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме

образовалось два течения : одно - радикальное, настроенное против

христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх

сторонники компромисса с христианством. Происходи процесс

отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния

неоплатоничекой философии и христианского богословия, который

завершается поглощением неоплатонизма христианством.

Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли

необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для

использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия

Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна

Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с

неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение

риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как

Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин,

закладывают собственно фундамент византийской философии. их

философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского

мышления. В центре их философии находится понимание бытия как

совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а

следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция

порой приближается к пантеизму.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и

становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех

сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая

складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

Патристическая литература, библейская космография, литургическая

поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская

агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу

овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной

культуре.

Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение

к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с

античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему

символов. На смену античному представлению о героической личности,

античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих

на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не

надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего,

раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он

бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в

этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью

выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется

и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе

истории : на смену замкнутым историческим циклам античных писателей,

обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения

истории ранневизантийских историков и хронистов.

В ранней

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»