Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Микеланджело

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Немногие избранные из великих творческих личносгей могут быть поставлены в один

ряд с Микеланджело. Его деятельность - в своем роде уникальное явление в истории

пластических искусств. Индивидуальная одаренность высшего порядка в соеди-

нении с благоприятствующими условиями эпохи привела Микеланджело к ху-

дожественным свершениям столь мастабным и многосторонним, что аналогии

им трудно найти во асей историп пластических искусств.

Время, в котором Микеланджело жил и творил, было одной из вершиной духов-

ной в эволюции человечества. Пожалуй, ни одиа другая страпа на протяжении

отдельно взятой историчьской эпохи не дала миру такого числа выдающихся мас-

теров, как ренессансная Италия. В течение трех столетий и многих поколений

зодчих, ваятелей п живописцев складывался колоссальный художественный потенциал

Возрождения - времени, до предела насыщенного духом интенсивного творческого

созидания.

В оценке отдельных этапов, на которые подразделяется история ренессансной

художественной культуры, было бы неправомерным утверждать безоговорочный

перевес какого-либо одного из них над другим. Столь же несправедливым выгля-

дело бы суждение, будто каждое нoвое поколение мастеров той эпохи обязатель-

но должно было превосходить своих предшественников. Идет ли речь о периоде

аннего Ренессанса, связанном с именем Джотто, или же об искусстве аннего

Возрождепия, которое в первой половине Х века представляли Брунеллески,

Донателло, в середине и во второй половине столетия - Альберти, Пьеро целла

Франческа, Мантенья, Боттичелли и Джованни Беллини, или же, наконец, о позднем

Возрождении - о времени Палладио, Веронезе и Тинторетто, мы должны будем

отметить, что на всех последовательных ступенях эволюции ренессансного

искусства были созданы художесгвенные ценности громадного значения.

И однако же на фоне всего этого ослепительпого творческого изобилия резко

выделяется художественный вклад, внесенный в искусство Возрождения поколе-

нием мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело и к которому, помимо

него, принадлежали Браманте, Леонардо, Рафаэль, Джорджоне и Тициан. Этим

художникам выпала особая судьба. Ибо, помимо неповторимых качеств каждого

из ренессансных этапов в отдельности, очень много значит общая динамика по-

ступательного развития всей эпохи в целом. В этой динамике есть свой смысл

и свой исторический пафос. Линия этого развития - отнюдь не ровная горизон-

таль; в своем движении во времени она наряду с разного рода отделыными коле-

баниями фиксирует более существенные закономерности роста и нисхождения.

Хронологический период протяженностью в несколько десятилетий - примерно

между 1490 и 1530 годами - получил вследствие этого наименование

Высокого Возрождения.

Но художественная деятельность Микеланджело не ограничивается пределами

Высокого Ренессанса. В рамках этого периода прошла лишь первая половина

его творческого пути. В отличие от подавляющего большинства других мастеров

данного этапа, деятельность которых исчерпывалась именно этим промежутком

времени, Микеланджело, прожив очень долгую жизнь, сохранил всю полноту твор-

ческой активности и в следующей, финальной фазе эпохи - в период Позднего

Возрождения. Творчество Микеланджело, следовательно, обнимает собой два

крупнейших этапа, каждый из которых отмечен своим собственным кругом идей

и образов, своими особыми средствами художественного языка.

Эта констатация будет, однако, недостаточной, если не отметить еще одного

важного момента, а именно, что на всем протяжении обоих этапов реиессансного

искусства Микеланджело находился в авангарде художественного процесса,

определяя своим творчеством магистральную линию эпохи. В чем же причина

этого обстоятельства, столь заметно выделившего Микеланджело среди других

великих мастеров ХУ1 столетия? Здесь сыграли свою роль два взаимосвязанных

фактора: прежде всего - специфические особенности его художественного

мировосприятия и творческого метода, а затем - всесторонняя одаренность,

позволившая Микеланджело с такой необычайной энергией проявить себя во всех

видах пластических искусств.

Вначале о первом из этих факторов. Как известно, искусство Возрождения

знаменовало собой открытие реального человека и окружающего его реального

мира. Для итальянского Возрождения в этой формуле всегда был характерен

перевес человеческого образа кад его окружением - своего рода антропоцент-

ризм творческого мировосприятия. У Микеланджело эта тенденция достигает

особой, можно сказать, предельной формы заострения: для него вообще не сущест-

вует мира вне человека - человеческий образ объемлет и исчерпывает собою все.

Что касается показа реальной среды пребывания человека, то она мастера не

интересует или почти не интересует. В человеке и только в нем, в его облике,

внутреннем мире, в его чувствах и поступках он обнаруживает неисчерпаемые

возможности для раскрытия всего сущего.

Ренессансный идеал человека - сильного, уверенного в себе, в котором телес-

ная красота соединялась с энергией страстей и мощью разума,-- был воплощен в

различных своих сторонах многими предшественниками и современниками Микел-

анджело. Но сам Микеланджело в большей степени, чем другие мастера, выделил

в ренессансном человеческом характере его сердцевину: героическое начало,

понимаемое в первую очередь как способность человека к активному действию,

к преодолению всех преград, стоящих на его пути. Человек в созданиях Микел-

анджело запечатлен в решающие минуты жизни, в моменты, когда определяется

его судьба и когда личная доблесть возвышает его деяние на уровень подвига.

Поэтому персонажи Микеланджело предстают перед нами в высшем напряже-

нии сил - в моменты утверждения своей победы, либо же в своей героической

гибели. Поэтому же они так впечатляюще трагичны, когда неразрешимый кон-

фликт поселяется в них самих, в их душевном мире, проявляясь в сознании несов-

местимости должного и возможного, идеала и реальности, когда терпит крушение

их прежняя уверенность в себе и нарастает чувство бессилия перед неискорени-

мым злом жизни. Именно такой подход в претворении ренессансного человече-

ского идеала был причиной того, что в отличие, например, от Леонардо и Рафаэля,

искусство которых оставалось замкнутым в сфере гармонических представлений

Высокого Возрождения, Микеланджело так органично вошел в круг жизненных

и художественных проблем Позднего Ренессанса, заняв и в это трагическое время

центральное положение в искусстве Средней Италии.

Присущие образному восприятию микеланджело черты героической приподня-

тости в сочетании с активной действенностью его персонажей нашли свой адекват-

ный отклик в формах его творческого мышления, в особенностях художественного

языка и прежде всего в утверждении повышенной пластической энергии как

неотъемлемого признака его созданий. Качество это нельзя расценивать только

как особенность Микеланджело-скульптора (хотя именно в его скульптуре оно

выявляется с наибольшей очевидностью) - оно имело для Микеланджело более

общий смысл как решающий принцип образного воплощения во всех остальных

видах искусства. Именно здесь таятся благоприятствующие моменты для развития

другой главной особенности дарования Микеланджело - его универсальности.

Статуя и фреска, рисунок и архитектурное сооружение - в любом из микелан-

джеловских созданий мы обнаружим черты, глубоко их объединяющие,- вели-

чие замысла, героическую напряженность чувства, творящую пластику художе-

ственного языка.

Как мы знаем, сама по себе разносторонняя одаренность - не исключение,

а скорее типичная сторона ренессансных мастеров, многие из которых успешно

испытывали свои силы в разных областях художественной деятельности. Однако

лишь один Микеланджело сумел внести поистине эпохальный вклад во все разделы

пластических искусств. Будь то скульптура, живопись, графика, архитектура --

трудно сказать, в какой из этих областей его вклад оказался наиболее весомым.

Во всяком случае, без колебаний можно утверждать, что в каждом из названных

разделов произведения Микеланджело могут быть по праву расценены как

свершения решающего порядка.

В этом смысле исключительно продуктивная деятельность Микеланджело в раз-

ных художественных видах - вовсе не результат стечения внешних обстоятельств,

а неотъемлемое следствие его метода. Ибо драматическое напряжение образа в со-

четании с пластическим началом, выраженным в предельно активной форме, несло

в себе такую способность к плодотворной трансформации,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»