Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Рерих

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Рерих - художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его

творчество - явление исключительное в истории русского и мирового искусства.

Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью,

глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав

свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По

воспоминаниям ныне живущего в Индии художника Святослава Николаевича Рериха

об отце - это был человек .

Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки

Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В Советском

Союзе крупные собрания произведений Рериха кроме Государст-венной

Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве находятся в

Государственном Русском музее в Ленинграде, в Горьковском ху-дожественном

музее и в Новосибирской картинной галерее.

Картины Рериха в собрании Государственной Третьяковской галереи представляют

основные этапы творческого пути художника.

В 1897 году П. М. Третьяков приобрел полотно Рериха , выставленное на весенней ученической выставке в Академии ху-дожеств в

Петербурге. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантли-вого художника,

его замыслы по созданию большой серии картин, посвящен-ных начальной истории

Руси. Третьяков намеревался всю будущую серию со-брать в своей галерее, но в

1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание полностью не

сбылось.

Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные

годы галерея получала произведения Рериха в дар, приобретала у част-Рерих -

художник-ученый, художник-литератор, художник-фило-соф. Его творчество -

явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна

притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким

символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой

путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По

воспоминаниям ныне живущего в Индии художника Святослава Николаевича Рериха

об отце - это был человек .

Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки

Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В Советском

Союзе крупные собрания произведений Рериха кроме Государст-венной

Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве находятся в

Государственном Русском музее в Ленинграде, в Горьковском ху-дожественном

музее и в Новосибирской картинной галерее.

Картины Рериха в собрании Государственной Третьяковской галереи представляют

основные этапы творческого пути художника.

В 1897 году П. М. Третьяков приобрел полотно Рериха , выставленное на весенней ученической выставке в Академии ху-дожеств в

Петербурге. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантли-вого художника,

его замыслы по созданию большой серии картин, посвящен-ных начальной истории

Руси. Третьяков намеревался всю будущую серию со-брать в своей галерее, но в

1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание полностью не

сбылось.

Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные

годы галерея получала произведения Рериха в дар, приобретала у частных лиц,

некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году

Третьяковская галерея получила ряд картин Рериха, ранее находи-вшихся в

Русском культурно-историческом музее в Праге.

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 27 сентября (10 октября)

1874 года.

Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние по-ездки в

город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под

Петербургом, где он радостно соприкоснулся с седой стариной при раскопках

кургана, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода

Рери-хов, на всю жизнь полюбившиеся пейзажи сурового русского Севера-все

уди-вительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего

ху-дожника.

Отец Николая Константиновича надеялся, что Николай как старший сын наследует

его профессию, станет юристом, но рано определившееся призва-ние привело

Рериха после окончания гимназии К. И. Мая в 1893 году в стены Петербургской

Академии художеств, хотя, по настоянию отца, он вынужден был одновременно

поступить на юридический факультет университета.

В Академии художеств Рерих стал посещать мастерскую А. И. Куинджи. Метод

преподавания Куинджи был отличным от системы прочих профессоров Академии. Он

стремился прежде всего развить в своих учениках чувство деко-ративности

цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины

писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего

произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили

византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские

мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал

все свои картины, называя их . Он редко делал к ним

подготовительные этюды и эскизы.

Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испы-тывая

постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художест-венную

концепцию , русского исторического

прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал

природы и современного города: , - писал он.

Развитие промышленности в XIX веке приводило к отчуждению человека от

природы, к нарушению ее целостности, что вызывало тревогу в разных странах

мира за судьбу духовных и нравственных ценностей, накопленных

че-ловечеством. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в

возвращении к природе. Идеи Жана Жака Руссо приобрели в XIX веке еще больший

смысл. В России Лев Толстой звал к ; в Индии Махатма Ганди сделал

домашнюю прялку символом спасения от машинизма; во Фран-ции художник Поль

Гоген в поисках бежал из Европы на остров Таити, а Пюви

де Шаванн с тревогой вопрошал: ; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников

прерафаэлитов, требовал, чтобы при со-оружении железных дорог

сообразовывались с окружающим пейзажем; аме-риканские

кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Т.Паркер и другие)

связывали свои духовные искания с природой.

Рерих задумывает живописный цикл под названием , в

котором задается целью показать гармоническое слияние древ-него человека с

природой. Тему для картины ху-дожник нашел в

- первой русской летописи, состав-ленной в XII веке

монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

. . . Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи,

вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем,

обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней

стариком и стоящим гребцом . . . Состояние, полное тревоги, вызывает

возникшее видение.

Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив ), но

внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней

мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. Среди художни-ков тогда

было распространено и общепринято изображать в исторических картинах

известные лица и события. На полотне Рериха предстали безымян-ные герои

древней истории.

Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую

школу рисования. Рерих еще в детстве брал уроки у рисовальщика М. О.

Микешина. Занятия у Куинджи, развившие в нем оригинальную индиви-дуальность

живописца-колориста, по части рисования были недостаточны. Это хорошо понял

сам художник при работе в 1898 году над следующей карти-ной серии .

В 1899 году картина обратила на себя внимание С. П. Дягилева,

пригласившего Рериха участвовать в выставке нового художественного

объединения . Отношения с вновь возникшим обществом , возглавляемым С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа, у Рериха

складыва-лись сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году распавшееся до

того общество вновь возродилось, Рерих был избран его председателем.

В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного худож-ника и

педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Па-риже он

продолжает работу над ), но используя опыт но-вых

французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком в живо-писи. В

Париже написаны картины ,

, . Небольшая по размеру картина

была одобрена Кормоном.

Картину Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в

полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизо-ванная

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»