←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Рерих - художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его
творчество - явление исключительное в истории русского и мирового искусства.
Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью,
глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав
свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По
воспоминаниям ныне живущего в Индии художника Святослава Николаевича Рериха
об отце - это был человек .
Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки
Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В Советском
Союзе крупные собрания произведений Рериха кроме Государст-венной
Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве находятся в
Государственном Русском музее в Ленинграде, в Горьковском ху-дожественном
музее и в Новосибирской картинной галерее.
Картины Рериха в собрании Государственной Третьяковской галереи представляют
основные этапы творческого пути художника.
В 1897 году П. М. Третьяков приобрел полотно Рериха , выставленное на весенней ученической выставке в Академии ху-дожеств в
Петербурге. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантли-вого художника,
его замыслы по созданию большой серии картин, посвящен-ных начальной истории
Руси. Третьяков намеревался всю будущую серию со-брать в своей галерее, но в
1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание полностью не
сбылось.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные
годы галерея получала произведения Рериха в дар, приобретала у част-Рерих -
художник-ученый, художник-литератор, художник-фило-соф. Его творчество -
явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна
притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким
символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой
путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По
воспоминаниям ныне живущего в Индии художника Святослава Николаевича Рериха
об отце - это был человек .
Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки
Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В Советском
Союзе крупные собрания произведений Рериха кроме Государст-венной
Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве находятся в
Государственном Русском музее в Ленинграде, в Горьковском ху-дожественном
музее и в Новосибирской картинной галерее.
Картины Рериха в собрании Государственной Третьяковской галереи представляют
основные этапы творческого пути художника.
В 1897 году П. М. Третьяков приобрел полотно Рериха , выставленное на весенней ученической выставке в Академии ху-дожеств в
Петербурге. Третьякова заинтересовали идеи молодого талантли-вого художника,
его замыслы по созданию большой серии картин, посвящен-ных начальной истории
Руси. Третьяков намеревался всю будущую серию со-брать в своей галерее, но в
1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание полностью не
сбылось.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные
годы галерея получала произведения Рериха в дар, приобретала у частных лиц,
некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда. В 1949 году
Третьяковская галерея получила ряд картин Рериха, ранее находи-вшихся в
Русском культурно-историческом музее в Праге.
Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 27 сентября (10 октября)
1874 года.
Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние по-ездки в
город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под
Петербургом, где он радостно соприкоснулся с седой стариной при раскопках
кургана, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода
Рери-хов, на всю жизнь полюбившиеся пейзажи сурового русского Севера-все
уди-вительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего
ху-дожника.
Отец Николая Константиновича надеялся, что Николай как старший сын наследует
его профессию, станет юристом, но рано определившееся призва-ние привело
Рериха после окончания гимназии К. И. Мая в 1893 году в стены Петербургской
Академии художеств, хотя, по настоянию отца, он вынужден был одновременно
поступить на юридический факультет университета.
В Академии художеств Рерих стал посещать мастерскую А. И. Куинджи. Метод
преподавания Куинджи был отличным от системы прочих профессоров Академии. Он
стремился прежде всего развить в своих учениках чувство деко-ративности
цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины
писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего
произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили
византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские
мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал
все свои картины, называя их . Он редко делал к ним
подготовительные этюды и эскизы.
Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испы-тывая
постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художест-венную
концепцию , русского исторического
прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал
природы и современного города: , - писал он.
Развитие промышленности в XIX веке приводило к отчуждению человека от
природы, к нарушению ее целостности, что вызывало тревогу в разных странах
мира за судьбу духовных и нравственных ценностей, накопленных
че-ловечеством. Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в
возвращении к природе. Идеи Жана Жака Руссо приобрели в XIX веке еще больший
смысл. В России Лев Толстой звал к ; в Индии Махатма Ганди сделал
домашнюю прялку символом спасения от машинизма; во Фран-ции художник Поль
Гоген в поисках бежал из Европы на остров Таити, а Пюви
де Шаванн с тревогой вопрошал: ; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников
прерафаэлитов, требовал, чтобы при со-оружении железных дорог
сообразовывались с окружающим пейзажем; аме-риканские
кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Т.Паркер и другие)
связывали свои духовные искания с природой.
Рерих задумывает живописный цикл под названием , в
котором задается целью показать гармоническое слияние древ-него человека с
природой. Тему для картины ху-дожник нашел в
- первой русской летописи, состав-ленной в XII веке
монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
. . . Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи,
вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем,
обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней
стариком и стоящим гребцом . . . Состояние, полное тревоги, вызывает
возникшее видение.
Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив ), но
внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней
мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. Среди художни-ков тогда
было распространено и общепринято изображать в исторических картинах
известные лица и события. На полотне Рериха предстали безымян-ные герои
древней истории.
Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую
школу рисования. Рерих еще в детстве брал уроки у рисовальщика М. О.
Микешина. Занятия у Куинджи, развившие в нем оригинальную индиви-дуальность
живописца-колориста, по части рисования были недостаточны. Это хорошо понял
сам художник при работе в 1898 году над следующей карти-ной серии .
В 1899 году картина обратила на себя внимание С. П. Дягилева,
пригласившего Рериха участвовать в выставке нового художественного
объединения . Отношения с вновь возникшим обществом , возглавляемым С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа, у Рериха
складыва-лись сложно и противоречиво, но, когда в 1910 году распавшееся до
того общество вновь возродилось, Рерих был избран его председателем.
В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного худож-ника и
педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Па-риже он
продолжает работу над ), но используя опыт но-вых
французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком в живо-писи. В
Париже написаны картины ,
, . Небольшая по размеру картина
была одобрена Кормоном.
Картину Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в
полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизо-ванная
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|