Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Римская архитектура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


В первые века I тыс. до н.э. тарриторию Апеннинского полуос-

трова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из

нескольких этнических и языковых групп. На формирование ранеерим-

ской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов и этрус-

ков.

"Римская архитектура древнейшего периода практически неотдели-

ма от этрусской, у которой она заимствовала зачатки регулярной

осевой планировки, восходящей к террамарам, исходные типы ряда

сооружений (оборонных, гидротехнических, жилых и культовых), а

также высокую строительную технику (полигональная и правильная,

квадровая каменная кладка, ложные своды и купола, деревянный кар-

кас и терракотовая облицовка в постройках из сырцового кирпича).

Среди немногочисленных дошедших до нас в остатках сооружений Ри-

ма древнейшего периода примечателен храм Юпитера Капитолийского

(освящен в 509 до н.э., впоследствии многократно обновлялся). Его

этрусские черты (трехчастная целла, подий, акцентировка главного

фасада портиком и лестницей) в дальнейшем станут характерными

особенностями римского культового зодчества. О развитии жилищной

архитектуры можно судить по глиняным урнам, вначале изображавшим

древнейшие хижины, а с 4 в. до н.э. - примитивные прямоугольные

дома т.н. атриумного типа, зародившегося, по-видимому, в Лации и

сыгравшего важную роль в дальнейшей эволюции древнеримского жили-

ща." (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.275)

Расширению римской империи сопутствовали широкие градострои-

тельные мероприятия на завоеваных териториях. Строительство ста-

ло твердо выработанной системой, которая утверждала в римских

провинциях нетолько новый образ жизни, но и новые концепции сос-

ловной и политической организации общества. Уже в процессе коло-

низации латинских, этрусских и самнитских земель, применялась ти-

пичная схема генерального плана города основу которого состовля-

ли две, точно ориентированные по сторонам света, магистрали -

"кардо" и "декумануса" - две пары соответствующих им городских

ворот. Вписанная в прямоугольник оборонительных стен, эта схема

повторяла разбивку римского военного лагеря.

Характерными элементами римских городов были равные прямоу-

гольники жилых кварталов, распределявшихся между гражданами сог-

ласно их положению в обществе. Форум (центральная площадь) и при-

мыкавшие к нему "курия" (зал муниципального сената), базилика и

капитолий (главный городской храм). Как в центре, так и на окраи-

нах, а иногда и за пределами города располагались храмы и святи-

лища, связанные с местными культами. Несмотря на регулярность

застроек и их плановый характер в процессе строительства допуска-

лись изменения связанные с условиями местности: рельефом, аквато-

риями и наличием более ранних поселений. Так, форум, обычно рас-

пологавшийся у пересечения главных улиц, в портовых городах не-

редко смещался к гавани.

Композиция форума первоначально совмещала различные функции -

рынка, места даловых встреч, общественных собраний и зрелищ, это

назначение сложилось в Помпеях еще до завоевания их римлянами. В

самом Риме, форум, преобрел законченный вид после строительства

базилик Эмилия и Юлия.

Формирование римского архитектурного мышления в период пуни-

ческих войн можно проследить на группе каменных храмов 3-2 веков

до н.э. на Ларго Арджентина и на Овощном рынке (Форум Олиториум)

в Риме. Здесь обнаруживаются остатки влияния этруссков (подий,

выделение главного фасада парадной лестницей, глубокий портик) и

появляются первые наметившиеся различия (пилястры, полуколонны на

боковых стенах целлы, вынесение части храма за пределы задней

границы священного участка). Более поздний образец этого же архи-

тектурного типа относится к началу 1 в. до н.э. - храм Фортуны

Вирилис на Бычьем рынке (Форум Боариум). Святилище 3 века до н.э.

в Габиях имело симметричное, осевое построение комплекса, фасад-

ное расположение главного здания и неизменный подъем к нему от

торжественного входа на обнесенный стеной священный участок - все

это стало в последствие характерной чертой римского архитектурно-

го ансамбля.

"Жилая архитектура позднереспубликанского периода в соответ-

ствие с возрастающими требованиями комфорта развивает италийский

тип атриумного дома.Его композиция формировалась вокруг цен-

трального помещения, называемого Витрувием "атрий" или "каведий".

Обычно в центре четырехскатной крыши атрия имелось отверстие

("комплювий") для освещения и отвода дыма от очага; комплювию

соответствовал небольшой водоем в полу ("имплювий"). Пример зре-

лой, закрепленной традицией композиции атриумного жилища 4-3 вв

до н.э. - "дом хирурга" в Помпеях. Против главного входа и вести-

бюля расположены раскрытые в атрий парадное помещение

("таблинум") и два крыла-коридора ("ала"). (Дмитриева Н.А. Крат-

кая история искусств. М. 1985. С.277.)

С развитием города и уплотнением застройки его кварталов ком-

позиция жилища развивалась в глубину сохраняя осевую симметрию.

Позади дома появился портик, обращенный в сторону дворика или

огорода, который во 2 веке до н.э. превратился в окруженный коло-

надой перистиль. Постепенно дворики дополнялись фонтанами, водое-

мами, скульптурами. Стремление к синтезу архитектуры с природой

привело к изменению традиционного плана "террасных" домов, выс-

троенных например на склонах римских холмов в Геркулануме. Их

особенностью стало завершение перистиля террасой с выходом на го-

род и природу. Для загородных вилл, где жилой комплекс владельца

уже во 2 в. до н.э. отделился от обычных построек, характерен пе-

реход от ландшафта к внутреннему пространству и снова к природе.

Главный вход вел непосредственно в перистиль, вокруг которого

групперовались жилые помещения. Далее ряд помещений вели на тер-

расу с видом на природу, при этом на самих террасах размещались

водоемы, сады и пр.( виллы "Мистерий", 2в. до н.э. - 1 в. н.э. и

"Диомеда", 1-я пол. 1в. до н.э. - близ Помпей). Великолепные

аристократические дома резко контрастируют с рядовыми постройка-

ми. В основном это 3 - 5 этажные кирпичные дома ("инсулы"), ском-

понованные вокруг световых двориков. Нижние этажи таких зданий

были как правило заняты торговыми помещениями. Выше располага-

лись квартиры, каждая с самостоятельной лестницей и выходом нару-

жу. Такие дома появились не позднее 3 в. до н.э., известны по

руинам Остии.

"На протяжении 2 в. - 1-й пол. 1 в. до н.э. в развитии рим-

ской архитектуры совершается важный перелом. Именно в это время

получает художественное осмысление клинчатая арка, введенная рим-

лянами в строительную практику еще в 5 или 4 в. до н.э. В ре-

зультате изобретения бетона возникает новая техника возведения

стен (забутовка между облицовками), распространяются бетонные ар-

ки и сводчатые перекрытия. Появляются и совершенствуются такие

внушительные инженерные сооружения, как арочный мост, водопрово-

ды, огромные склады. Необычайно прочный римский бетон, в состав

которого, помимо известкового раствора и щебня, входила "пуццола-

на" (песок вулканического происхождения), не только упростил и

удешевил кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечил

гибкость и пластичность их форм, а также создал возможности для

возведения построек, включавших большие крытые помещения." (Дмит-

риева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.278)

Во 2 в. - 1-й по. 1 в. до н.э. сложились важнейшие типы рим-

ских сооружений. Базилика, неизменно премыкала к форуму и пред-

назначалась для деловых встреч, торговых сделок, судебных заседа-

ний. Базилика представляла собой большой прямоугольный зал, цен-

тральная часть которого обносилась колоннами или столбами ("Бази-

лика" в Помпеях). Одна из торцовых стен имела входной проем, в

противоположном конце находился "трибунал" (возвышение) для ма-

гистрата.

Термы - частные, а затем и общественные сооружения, соединяв-

шие в себе функции бань и греческих палестр. Они также служили

для встреч, диспутов и бесед. Здание терм состояло из нескольких

помещений. К числу их принадлежали: "аподитерий" (раздевальня),

"фригидарий" (холодная баня),"тепидарий"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»