←предыдущая следующая→
1 2 3
В первые века I тыс. до н.э. тарриторию Апеннинского полуос-
трова населяли италийские индоевропейские племена, состоящие из
нескольких этнических и языковых групп. На формирование ранеерим-
ской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов и этрус-
ков.
"Римская архитектура древнейшего периода практически неотдели-
ма от этрусской, у которой она заимствовала зачатки регулярной
осевой планировки, восходящей к террамарам, исходные типы ряда
сооружений (оборонных, гидротехнических, жилых и культовых), а
также высокую строительную технику (полигональная и правильная,
квадровая каменная кладка, ложные своды и купола, деревянный кар-
кас и терракотовая облицовка в постройках из сырцового кирпича).
Среди немногочисленных дошедших до нас в остатках сооружений Ри-
ма древнейшего периода примечателен храм Юпитера Капитолийского
(освящен в 509 до н.э., впоследствии многократно обновлялся). Его
этрусские черты (трехчастная целла, подий, акцентировка главного
фасада портиком и лестницей) в дальнейшем станут характерными
особенностями римского культового зодчества. О развитии жилищной
архитектуры можно судить по глиняным урнам, вначале изображавшим
древнейшие хижины, а с 4 в. до н.э. - примитивные прямоугольные
дома т.н. атриумного типа, зародившегося, по-видимому, в Лации и
сыгравшего важную роль в дальнейшей эволюции древнеримского жили-
ща." (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.275)
Расширению римской империи сопутствовали широкие градострои-
тельные мероприятия на завоеваных териториях. Строительство ста-
ло твердо выработанной системой, которая утверждала в римских
провинциях нетолько новый образ жизни, но и новые концепции сос-
ловной и политической организации общества. Уже в процессе коло-
низации латинских, этрусских и самнитских земель, применялась ти-
пичная схема генерального плана города основу которого состовля-
ли две, точно ориентированные по сторонам света, магистрали -
"кардо" и "декумануса" - две пары соответствующих им городских
ворот. Вписанная в прямоугольник оборонительных стен, эта схема
повторяла разбивку римского военного лагеря.
Характерными элементами римских городов были равные прямоу-
гольники жилых кварталов, распределявшихся между гражданами сог-
ласно их положению в обществе. Форум (центральная площадь) и при-
мыкавшие к нему "курия" (зал муниципального сената), базилика и
капитолий (главный городской храм). Как в центре, так и на окраи-
нах, а иногда и за пределами города располагались храмы и святи-
лища, связанные с местными культами. Несмотря на регулярность
застроек и их плановый характер в процессе строительства допуска-
лись изменения связанные с условиями местности: рельефом, аквато-
риями и наличием более ранних поселений. Так, форум, обычно рас-
пологавшийся у пересечения главных улиц, в портовых городах не-
редко смещался к гавани.
Композиция форума первоначально совмещала различные функции -
рынка, места даловых встреч, общественных собраний и зрелищ, это
назначение сложилось в Помпеях еще до завоевания их римлянами. В
самом Риме, форум, преобрел законченный вид после строительства
базилик Эмилия и Юлия.
Формирование римского архитектурного мышления в период пуни-
ческих войн можно проследить на группе каменных храмов 3-2 веков
до н.э. на Ларго Арджентина и на Овощном рынке (Форум Олиториум)
в Риме. Здесь обнаруживаются остатки влияния этруссков (подий,
выделение главного фасада парадной лестницей, глубокий портик) и
появляются первые наметившиеся различия (пилястры, полуколонны на
боковых стенах целлы, вынесение части храма за пределы задней
границы священного участка). Более поздний образец этого же архи-
тектурного типа относится к началу 1 в. до н.э. - храм Фортуны
Вирилис на Бычьем рынке (Форум Боариум). Святилище 3 века до н.э.
в Габиях имело симметричное, осевое построение комплекса, фасад-
ное расположение главного здания и неизменный подъем к нему от
торжественного входа на обнесенный стеной священный участок - все
это стало в последствие характерной чертой римского архитектурно-
го ансамбля.
"Жилая архитектура позднереспубликанского периода в соответ-
ствие с возрастающими требованиями комфорта развивает италийский
тип атриумного дома.Его композиция формировалась вокруг цен-
трального помещения, называемого Витрувием "атрий" или "каведий".
Обычно в центре четырехскатной крыши атрия имелось отверстие
("комплювий") для освещения и отвода дыма от очага; комплювию
соответствовал небольшой водоем в полу ("имплювий"). Пример зре-
лой, закрепленной традицией композиции атриумного жилища 4-3 вв
до н.э. - "дом хирурга" в Помпеях. Против главного входа и вести-
бюля расположены раскрытые в атрий парадное помещение
("таблинум") и два крыла-коридора ("ала"). (Дмитриева Н.А. Крат-
кая история искусств. М. 1985. С.277.)
С развитием города и уплотнением застройки его кварталов ком-
позиция жилища развивалась в глубину сохраняя осевую симметрию.
Позади дома появился портик, обращенный в сторону дворика или
огорода, который во 2 веке до н.э. превратился в окруженный коло-
надой перистиль. Постепенно дворики дополнялись фонтанами, водое-
мами, скульптурами. Стремление к синтезу архитектуры с природой
привело к изменению традиционного плана "террасных" домов, выс-
троенных например на склонах римских холмов в Геркулануме. Их
особенностью стало завершение перистиля террасой с выходом на го-
род и природу. Для загородных вилл, где жилой комплекс владельца
уже во 2 в. до н.э. отделился от обычных построек, характерен пе-
реход от ландшафта к внутреннему пространству и снова к природе.
Главный вход вел непосредственно в перистиль, вокруг которого
групперовались жилые помещения. Далее ряд помещений вели на тер-
расу с видом на природу, при этом на самих террасах размещались
водоемы, сады и пр.( виллы "Мистерий", 2в. до н.э. - 1 в. н.э. и
"Диомеда", 1-я пол. 1в. до н.э. - близ Помпей). Великолепные
аристократические дома резко контрастируют с рядовыми постройка-
ми. В основном это 3 - 5 этажные кирпичные дома ("инсулы"), ском-
понованные вокруг световых двориков. Нижние этажи таких зданий
были как правило заняты торговыми помещениями. Выше располага-
лись квартиры, каждая с самостоятельной лестницей и выходом нару-
жу. Такие дома появились не позднее 3 в. до н.э., известны по
руинам Остии.
"На протяжении 2 в. - 1-й пол. 1 в. до н.э. в развитии рим-
ской архитектуры совершается важный перелом. Именно в это время
получает художественное осмысление клинчатая арка, введенная рим-
лянами в строительную практику еще в 5 или 4 в. до н.э. В ре-
зультате изобретения бетона возникает новая техника возведения
стен (забутовка между облицовками), распространяются бетонные ар-
ки и сводчатые перекрытия. Появляются и совершенствуются такие
внушительные инженерные сооружения, как арочный мост, водопрово-
ды, огромные склады. Необычайно прочный римский бетон, в состав
которого, помимо известкового раствора и щебня, входила "пуццола-
на" (песок вулканического происхождения), не только упростил и
удешевил кладку массивных несущих конструкций, но и обеспечил
гибкость и пластичность их форм, а также создал возможности для
возведения построек, включавших большие крытые помещения." (Дмит-
риева Н.А. Краткая история искусств. М. 1985. С.278)
Во 2 в. - 1-й по. 1 в. до н.э. сложились важнейшие типы рим-
ских сооружений. Базилика, неизменно премыкала к форуму и пред-
назначалась для деловых встреч, торговых сделок, судебных заседа-
ний. Базилика представляла собой большой прямоугольный зал, цен-
тральная часть которого обносилась колоннами или столбами ("Бази-
лика" в Помпеях). Одна из торцовых стен имела входной проем, в
противоположном конце находился "трибунал" (возвышение) для ма-
гистрата.
Термы - частные, а затем и общественные сооружения, соединяв-
шие в себе функции бань и греческих палестр. Они также служили
для встреч, диспутов и бесед. Здание терм состояло из нескольких
помещений. К числу их принадлежали: "аподитерий" (раздевальня),
"фригидарий" (холодная баня),"тепидарий"
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|