Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Сальвадор Дали

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


ДАЛИ

Содержание

1. Введение

2. Из истории и предыстории сюрреализма

3. Сюрреализм и фрейдизм

4. Сюрреализм и ницшеанство

5. Сюрреализм Сальвадора Дали

6. Заключение

7. Список использованной литературы

Введение

Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная выставка его работ на Крымском валу "Дали без границ". Эта выставка собрала огромное количество почита-телей таланта художника и просто любопытных.

Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других зрителей в про-изведениях Дали.

Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходить из того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературные произведения, общест-венные акции и даже житейские привычки) следовало бы понимать как сюрреалистиче-скую деятельность. Дали очень целостен во всех своих проявлениях. Читая его "Днев-ник одного гения", понимаешь, что это не просто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующих публику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жиз-нью сюрреалиста. Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реаль-ного мира в своей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой карти-ны, усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этой цели из тропических стран.

По мнению А.Якимовича (1), "сюрреализм, действительно, есть не течение в искусст-ве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и, следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить и решить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он не соглашался".

Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность Сальвадора Дали, необ-ходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, что скрывается под названием сюрреализм.

Из истории и предыстории сюрреализма.

Сюрреализм (2) (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модерни-стское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее источником искусства сфе-ру подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логиче-ских связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреа-лизма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, ко-торым придается видимая достоверность.

Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессозна-тельное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они игра-ли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза " изыскан-ный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения соз-нания и логических связей. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсозна-тельные хаотические силы.

Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом Федерико Гарсией Лоркой; с оргомным интересом штудировал труды Зигмунда Фрейда.

Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась с группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и рисун-ки,освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал оригинальные прие-мы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать образы из сферы подсозна-тельного. В результате этого слияния в 1924 г. появился "Первый манифест сюрреа-лизма", написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки, был также основан журнал "Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). С этого времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением, про-явившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве. Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. ("Интернациональная сюр-реалистическая выставка" в Лондоне , экспозиция "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествием сюр-реализма по мировым столицам.

К этому времени С.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие в их выстав-ках.

В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает предше-ствовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада ( это словеч-ко - не то детский лепет, не то - бред больного, не то шаманское заклинание) - это дерз-кое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны,европейских революций. Это те-чение в 1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Глав-ным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях. Напрмер, выставка живопи-си и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок.

Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инстру-мент.Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рас-сматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Сюрреалистиче-ское отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческой активности у сюрреалистов была иной : не просто разрушительной, а созидательной, но через разрушение.

Итак, по-мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма) - одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пас-сивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разо-блачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подклады-вали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, по-лучая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса - техника "фроттажа").

Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного само-гипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюде-нии языков пламени, движения облаков и т.п.

Переход от "механических" приемов к "психическим" (или психоаналитическим) посте-пенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма.

Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

1 - освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу;

2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импуль-сам;

3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.

Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали.

Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому прини-мался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы рабо-тать.

По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоана-лиза: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания).

Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в

особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е. на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.

Сюрреализм и фрейдизм

Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминали о том, из какого источни-ка взято то или иное воззрение или подход. Так, Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»