Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Славянское мировоззрение

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Введение

Тема славянских традиций и обычаев привлекала внимание исследователей на протяжении нескольких веков.Их интересовало кто такие Славяне? Как складывался славянский этнос? Какие жизненные условия и внешние факторы повлияли на их уклад жизни, быт,характер? И другие не менее важные вопросы. На эти вопросы пытались ответить как русские, так и иностранные исследователи. По степени разработанности и изученности мифология одна из популярных тем в мире. До наших дней, сохранилось некоторое количество первоисточников, из которых мы можем черпать сведения о действительном положении вещей в Традиционной культуре, такие как "Ригведа", "Авеста", Орфические и Гомеровские гимны, песни "Старшей Эдды", "Слово о полку Игореве" и другие. При изучении Традиционной культуры по указанным источникам можно выявить следующий важный аспект - в мире, где преобладает мифологическое мышление, в отличие от религиозного типа в рамках одной религии, образ мира не является чем-то незыблемым и неизменным. В зависимости от социальной структуры, социальной системы образ мира может постоянно изменяться. Он зависит от основной ведущей деятельности в обществе. Это же подтверждает жизнеспособность и практичность Традиции. Изучая Традиционную культуру многие исследователи постепенно приходят к выводу что в древнем мире, (до появления основных мировых религий, в первую очередь христианства) преобладал мифологический тип мышления. В рамках первой главы будут рассмотрены особенности мифологического мышления, но прежде чем говорить о мифологическом мышлении и мировоззрении вообще и славянском в частности, мы дадим определения понятия «Миф»,поскольку ряд ученых дают различные трактовки этого понятия и рассмотрим наиболее известные концепции ,связанные с изучением мифологии. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Ф. Шеллинг, Д.Фрезер, З.Фрейд, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Э.Тэйлор В.Н Топоров, Е.М Мелетинский, Н.И Костомаров Б.А Рыбаков, и другие не менее маститые ученые, оставившие после себя интересные и оригинальные концепции. Некоторые из них будут рассмотрены в этой работе.

Актуальность работы в свете современности обусловлена иным мировидением, нежели у предшествующего поколения исследователей. Если исследователи до XX века по большей части опирались в своих работах на христианскую традицию,где исконная мифология была искажена,а некоторые факты вообще не сохранились,то в XX веке позиции меняются.Происходит некая революция ,освобождение от христианских канонов, открываются и расшифровываются древние источники переосмысливаются уже известные и в этой связи появляются новые интересные работы позволяющие рассмотреть данную проблематику с иной стороны нежели раннее.

В данной работе опираясь на исследования отечественных и западных исследователей мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, в частности что такое миф, в сем особенность мифологического мышления, и другие и раскрыть особенности славянского языческого мировоззрения (именно языческого,поскольку христианство существенно изменило взгляды славян на мир и на жизнь),определить национальный хорактер,мировоззрение и миропонимание, представления об окружающем мире, о земле и небе, о рождении и смерти, то есть обо всем том, что определяет место человека в социуме и человека как индивидуальность.

Работа состоит из трех частей.

Первая часть состоит из двух параграфов. Первый рассматривает концепции мифа западноевропейских ученых.Второй-концепции мифа выдвинутые Российскими учеными.

Рождение и смерть играют существенную роль в жизни человека.

Во второй главе говорится о рождении, смерти и душе. Глава начинается с общих представлений о смерти и душе присутствующих у большинства народов, после чего идет рассмотрение обычаев,обрядов,суеверий, связанных со смертью, характерных для славянского народа.

В третьей главе речь идет о почитании неба и земли, поскольку и небо и земля играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека. Культ неба и земли сложился в древнейшие времена, но его отголоски остались до сих пор в виде «пережитков». Суть и смысл этих празднеств большинство из нас не помнит и не знает, но продолжают гадать на Святки, бросать венки в воду на Купалу и прочее. Здесь подробно описываются обряды и обычаи, связанные с поклонением земле и небу и раскрываются смыслы некоторых символов (в частности солярной)

Задача данного исследования показать становление и развитие славянской мифоллогии,его особенности,репродукция на быт и повседневную жизнь, а также показать роль христианской религии в культуре и каким образом оно изменило языческое мировоззрение славян, сделав его еще более самобытным и более «загадочным»

Особенности мифологического мышления и

мировоззрения

§1.Рассмотрение понятий мифа и мифологического

мировоззрения в Западноевропейской традиции

Проблема мифа и мифологического мышления волновала многих европейских исследователей.В этом параграфе рассматривается лишь малая часть этих исследований, в частности концепции К.Леви-Стросса,Э.Кассирера, а также взгляд на эту проблему Г.Гегеля, Д. Фрезера и Л.Леви-Брюлля.

На определенной стадии исторического и социального развития более или менее развитая мифологическая система существовала практически у всех известных науке Традиционных культур, о чем свидетельствует наличие так называемых “бродячих” и “архетипичных” тем и сюжетов. Отметим, что в какой-то мере традиционное мировоззрение имеет наднациональный характер, так как законы развития психики и социальных систем применимы ко всему человечеству.

Миф на ранних этапах человечества является всеобщим видом мировоззрения , в котором не переплетены загадки научных знаний, нормы разрушающие отношения, религиозные представления, нравственные оценки и т.д. В первобытной культуре мифология скрепляет еще слабо дифференцированное синкретическое единство бессознательно-поэтического творчества, первобытной религии и зачаточных форм донаучных представлений об окружающем мире.

Нет такого природного явления или явления человеческой жизни, которые бы не интерпретировал миф. Все попытки различных мифологических школ как-то объединить мифологические идеи, свести их к одному типу, были обречены на провал. Однако, несмотря на разнообразие мифов мифотворческая функция по своей сути однородна. Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества и нас поражает близкое его родство с поэзией. Древний миф это «почва», на которой вырастает совершенная поэзия.Мифотворческое мышление это прототип, а мышление поэта, в сущности, остается мифопоэтическим. В мифологическом воображении всегда присутствует факт веры. Без веры в реальность своего объекта миф теряет свою основу. В этом смысле можно сравнить мифологическое мышление с научным. Они идут разными путями, но ищут одно и тоже –реальность. 1 Здесь Кассирер говорит о схожести мифологического и научного мышления на основе того что называется верой. То есть вера это основа как научного так и мифологического мышления.По мнению Д.Фрезера нет строгой границы отличающей мифологическое мышление от научного. Используя средства фантазии и воображения мир научен по своей цели, но это псевдонаука.

Господствует убеждение, что естественный ход вещей определяется не страстями или прихотями личности, а действием неизменных механических законов 1. Таким образом, мнения ученых сходятся в том, что оба этих мышления различны по функциям, но имеют одну цель-отражение реальности.

Любой миф остается им до тех пор, пока он таковым воспринимается. Леви-Стросс определяет миф через временную систему. Он связан с прошлым событием. Однако внутренняя ценность в том, что эти события происходят в определенный момент времени и образуют постоянную структуру, одновременно как для настоящего так для прошлого и будущего. Если миф имеет смысл, то он не сводится к изолированным элементам или событиям, он сочетает все элементы присущие той или иной традиции. Миф зависит от строя языка и является ее составной частью. Каждой мифологии соответствует свой мифологический язык и этот мифологический язык обладает особыми свойствами.2 Важнейшим аспектом мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своем, особенном времени - времени "первоначала", "первотворения", к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как “давным-давно”, “в стародавние времена” и т.д. Следует отметить то, что мифы долгое время являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт и знания, а вместе с ними менялось и восприятие истины. Гегель, так сказал по поводу истины и достоверности: "Мы все хорошо знаем, что люди достоверно знали и знают многое, но это еще не делается истинным. Люди долгое время достоверно знали... что Солнце вращается вокруг Земли... Простой достоверности вечно противостоит истина, и об истине не судят достоверность, непосредственное знание, вера”. 3 В контексте идеи Гегеля видно, что сама Традиция и любое ее исследование могут восприниматься истиной только изнутри самой себя, и что любые попытки изучать языческую Традицию, различные мифологические системы и вообще мифологическое мышление, находясь во вне, не следуя их логике и символике - представляется неуместным, поскольку более полно изучить ту или иную традицию можно лишь находись в ней, то есть являться ее носителем.

Кассирер пишет о том что миф кажется хаосом, бесформенной массой идей и искать основание у этих идей дело безнадежное.

p>

Миф

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»