Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Творчество В.А.Каратыгина

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа

По курсу «История театра»

Преподаватель: Иванова И.В.

Исполнитель: студентка 2-го курса

Специальность: библиотечно-информационная

деятельность

Специализация: библиотекарь-библиограф.

Преподаватель

К.Т.А.

№ зачетной книжки:

«Творчество В.А.Каратыгина»

Домашний адрес:

Место работы: Профессиональное училище №.

Библиотекарь.

Смоленск, 2004

План

1.Становление профессионального театра России. Его роль в духовной жизни общества XIX века.

2.Юношеские годы актера. Его увлечение театром.

3.Дебют актера на императорской сцене.

4.Начало театральной деятельности В.А.Каратыгина.

5.«Взлеты и падения» артиста на театральной сцене.

6.Поездка актера за границу.

7.Последние годы жизни актера. Его роль в развитии русского профессионального театра.

1.Становление профессионального театра России. Его роль в духовной жизни общества XIX века.

Постоянный профессиональный театр был создан в России в середине XVIII века. О первом поколении русских профессиональных актеров мы знаем очень немного. Театральная критика тогда отсутствовала. Все, что написано об актерах середины XVIII века, относится к воспоминаниям современников о впечатлениях давно ушедшей юности, туманных, обросших легендами и преданиями.

К концу столетия театр начинает прочно входить в русский быт. Появляется круг постоянных зрителей, страстных любителей сцены, внимательно следящих за развитием актеров. Некоторые из них оставили мемуары, где многие страницы посвятили своим любимцам-актерам. По сути дела, эти весьма немногочисленные мемуары являются единственным источником для изучения творчества многих актеров.

В первое десятилетие XIX века начнет формироваться театральная критика, появятся театрально-критические журналы, статьи и рецензии на спектакли будут печататься и в литературных журналах. Театр все большее и большее место занимает в художественной жизни России. И, наконец, в 30 — 40-е годы 19 столетия он начнет играть совершенно исключительную роль в духовной жизни современников. В зрительный зал приходит новое поколение людей, — поколение Белинского и Герцена. Как писал один из советских историков, «театр входит в их существование как насущная потребность их духовного бытия. Через театр они подходят к разрешению сложных и мучительных проблем» (5, С. 3), причем проблем не только эстетических, как это было в 10-е и 20-е годы, но в первую очередь нравственных, жизненных, общественных. Для Гоголя сцена — это «школа», «кафедра», «с которой много можно миру сказать добра». Герцен назовет театр «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов». Театру посвятит самые вдохновенные страницы молодой Белинский.(4, С. 6)

Изменится и отношение к актеру. Гоголь, Белинский, А. Григорьев увидят в большом актере не просто исполнителя, но и самостоятельного творца, открывающего даже в произведениях Шекспира или Шиллера что-то свое, новое, современное, умеющего поднять роль в ничтожной мелодраме или водевиле до подлинно трагического звучания. Это качество больше всего ценили они в артисте.

2. Юношеские годы актера. Его увлечение театром.

Это было время бурной журнальной полемики, принимавшей зачастую невиданно страстный характер.

В 1832 году в Петербурге был открыт Александринский театр, построенный архитектором Росси. Довольно быстро он занял ведущее место среди театров города. Первым актером этого театра и по положению и по праву в этот период считался В.А.Каратыгин.

Сын актера и актрисы, он не сразу пошел по стопам своих родителей. Пусть младший, Петр, идет в театральное училище, решили в семье, а старшие, Александр и Василий, должны учиться в петербургском Горном корпусе: пройдут курс наук, станут чиновниками. Как сказали, так и сделали. Вскоре младшие Каратыгины с восторгом смотрели на братьев, которые приходили на воскресенье из Корпуса домой. Их треугольные шляпы и тесаки тут же становились игрушками детворы, а сами они, перебивая друг друга, рассказывали о том, что произошло за неделю.

Благополучно завершив учение, братья поступили на службу в департаменты, и быть бы Василию чиновником, ожидающим от судьбы и начальства очередного повышения и прибавки жалованья, да случилось, что он увлекся театром.

В семье только и разговору что о театре: кто что сыграл да как принимали, что начальство сказало да что в газетах написано, кто талантлив да почему. А тут еще отец организовал домашние спектакли, в которых были заняты все члены семьи и знакомые актеры.

Василий играл в комедиях, но в драме чувствовал себя увереннее, и зрители считали, что именно там он наиболее интересен.

Зрителями на этих спектаклях были родственники, соседи, хорошие знакомые. Приходили известные актеры, любители и знатоки театра, литературы Шаховской, Загоскин, Висковатов, Корсаков.

Князь Шаховской, подготовивший к сцене многих молодых талантливых актеров и считавшийся непревзойденным театральным педагогом, как-то заметил, что дети Каратыгиных, Василий и Александр, при определенной подготовке и труде могли бы стать неплохими актерами, для этого у них есть все данные.

Отец с матерью тут же обратились к князю с просьбой позаниматься. Начались уроки. Шаховской обучал юношей декламации, где, как он считал, ему не было равных, учил жестам, умению их применять.

Василий все больше и больше увлекался театром. Играя в домашних спектаклях, начал готовиться к дебюту на императорской сцене. Но неожиданно этому воспротивились родители. Какой из него актер, всего-то шестнадцать лет, размышляли они, да и не совсем еще готов он для сцены. А вдруг дебют будет неудачный, и юноша не будет иметь успеха? Что тогда? В театре неудачи помнят долго, и получить новый дебют будет не так просто. Пусть повзрослеет, поучится еще, а там видно будет.

Что ж, им лучше было знать нравы императорского театра. Оба они воспитывались в театральном училище, оба были приняты в Александринку. С этим театром была связана вся их жизнь.

Мать, Александра Дмитриевна, играла первые роли и была в свое время довольно известной актрисой. Отец, Андрей Васильевич, после выхода из училища дебютировал в балете, а потом перевелся в драматическую труппу и играл разных щеголей и молодых повес — птиметров, как их называли тогда. Позже он был и режиссером.

Так что жизнь и порядки в театре они знали хорошо, а потому и не рекомендовали детям поступать на профессиональную сцену.

Впрочем, Александр не очень-то и тяготел к ней. Оставив увлечение, он полностью отдался службе в департаменте. А Василий продолжал брать уроки у Шаховского и упорно готовил себя к актерской карьере. Дома у князя ученики разыгрывали отдельные сцены, отрывки из спектаклей, выступали с монологами, демонстрировали мастерство декламации.

В этом доме бывало немало умных, образованных людей, и общение с ними для будущих актеров представлялось чрезвычайно интересным. У Шаховского Василий познакомился с Грибоедовым, встретился и со своим будущим учителем Павлом Александровичем Катениным, человеком, щедро одаренным от природы, прекрасно знающим и любящим театр.

Катенин не играл в театре и не занимался специально педагогической деятельностью. Он служил в Преображенском полку и современникам был хорошо известен как переводчик Расина и Корнеля. И в этом, по тем временам, не было ничего необычного. Например, Александр Сергеевич Грибоедов, будущий автор «Горя от ума», был тоже офицером, да и многие офицеры-декабристы прекрасно владели пером. Что же касается Катенина, то он беззаветно любил театр, знал его, да еще и сам великолепно декламировал.

Увидев молодого Каратыгина у Шаховского, которого он справедливо считал рутинером, Катенин предложил юноше заниматься актерским искусством у него.

Если Шаховской, считавшийся знатоком в декламационном искусстве, заботился больше о техническом оснащении своих учеников, о том, чтобы они были преданы законам театра классицизма, то Катенин, блестящий знаток литературы и театра, владевший в совершенстве несколькими иностранными языками, обладавший великолепной памятью, широко образованный, учил мыслить свободно, как мыслил сам в свои двадцать шесть лет. Он учил размышлять над ролью, над ее смыслом, идеей.

Павел Александрович Катенин многому научил Каратыгина. Он познакомил его с последними достижениями европейского театра, особенно французского; в 1814 году, во время заграничных походов русских войск, будучи со своим полком во Франции, он видел знаменитого Тальма, актрис Дюшенуа, Маре. Благодаря Катенину Каратыгин обрел хорошую актерскую школу. Катенин научил его мыслить, ценить и творить прекрасное. И только одного не сумел добиться учитель — сделать чувствительной его душу...

3. Дебют актера на императорской сцене.

Судя по тому, что занятия продолжались два года, прежде чем была подана просьба о дебюте, оба они, учитель и ученик, серьезно готовились к этому важному событию. Роль для дебюта была выбрана тоже не из легких — Фингал в одноименном спектакле. Готовились и другие роли, позволявшие увидеть дебютанта во всей полноте его таланта.

Дебют

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»