Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Искусство и культура /

Творчество мастеров Сьенской школы

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р О Ф С О Ю З О В

Р Е Ф Е Р А Т

по Истории искусств

Тема: ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ: ТВОРЧЕСТВО МАСТЕРОВ СЬЕНСКОЙ ШКОЛЫ

Проверил: КАРПОВ А.В.

Выполнил: студент I курса

факультета культуры 3 группы

Санкт - Петербург. 2001

П Л А Н

Стр.

ВВЕДЕНИЕ................................................................3

1. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ И

СЬЕНСКАЯ ШКОЛА ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ................6

2. МАСТЕРА СЬЕНСКОЙ ШКОЛЫ: ОСОБЕННОСТИ

И ХАРАКТЕР ИХ ТВОРЧЕСТВА.................................10

2.1. Дуччо ди Буонинсенья...........................................10

2.2. Симоне Мартини...................................................12

2.3. Амброджо Лоренцетти...........................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................14

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА............................16

В В Е Д Е Н И Е

При выполнении настоящей работы мною преследовалась цель: раскрыть понятие, сущность и содержательную сторону искусства Итальянского предвозрождения (сквозь призму творчества мастеров т.н. Сьенской школы ).

Актуальность рассматриваемой темы может быть обоснована, как мне представляется, по крайней мере тремя следующими обстоятельствами.

Во - первых, тем значением, которое Сьенская школа занимает в истории живописи. Как справедливо указывает В.Н.Тяжелов, “...живописцы Италии XIII - XIV вв. (т.е., периода становления, развития и наивысшего расцвета Сьенской школы) решительно, несмотря на все готизмы, пролагали пути искусству Возрождения”.

Во - вторых, определенными особенностями Сьенской школы, которые позволяют выделить ее из общего ряда художественных итальянских школ и направлений тех лет и говорить о ее самобытности и более или менее значительной самостоятельности. Как пишет (хотя и чрезмерно патетически) по данному поводу Б.Бернсон: “Живопись как искусство процветало в конце XIII в. за стенами “нежной Сьены”, бывшей в те времена, как и позже, обольстительнейшей королевой среди итальянских городов... Живописцы (данной школы - Прим мое - А.Ш.) были не только величайшими иллюстраторами, каких мы, европейцы, когда - либо знали, но и самыми привлекательными из них. Они видели и воспроизводили те образы, которые воплощали стремления и идеи двух разных эпох...”.

И, наконец, в - третьих, некоторой связью творческого наследия Сьенской школы как с Византийским православием (о чем мною более подробно будет сказано ниже), так и с нашим городом, поскольку в Эрмитаже в настоящее время хранятся такие полотна Сьенских мастеров как “Мадонна”, принадлежащая перу Симона Мартини, а также “Мадонна с младенцем и ангелом” Джузеппе ди Фабриано.

Исходя из всего сказанного выше и сформулированной ранее цели, при выполнении настоящей работы я стремился решить следующие задачи:

- изучить специальную литературу по теме исследования;

- охарактеризовать уровень развития Итальянского искусства к моменту возникновения Сьенской школы;

- вскрыть истоки и условия формирования искусства Сьенской школы

- осветить условия становления и развития Сьенской школы;

- проанализировать творческое наследие отдельных, наиболее выдающихся мастеров Сьенской школы;

- по результатам проделанной работы подвести некоторые итоги и сформулировать обобщающие выводы.

При выполнении настоящей работы мною были использованы справочные издания, отдельные труды российских (советских) и зарубежных исследователей (В.Г.Власов, В.Н.Тяжелов, Б.Бернсон, Т.В.Ильина и др.), рекомендованные учебники и учебные пособия, а также материалы лекционных занятий.

Работа структурно состоит из двух разделов. При этом в первом мною дается общая характеристика рассматриваемого исторического периода, вернее, периода развития истории итальянской культуры. Во втором же, занимающем в работе центральное место, анализируется творчество отдельных представителей рассматриваемой школы.

1. ИТАЛЬЯНСКОЕ ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ:

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

Прежде чем перейти непосредственно к освещению рассматриваемых вопросов я полагал бы необходимым отметить, что в соответствии с установившейся отечественной и зарубежной хронологией, история итальянской культуры дифференцируется на ряд периодов, из которых (в контексте рассматриваемой темы) нас интересуют в первую очередь два:

а) “дученто”, охватывающий собой практически весь XIII век и именуемый “проторенессансом” или “предвозрождением”;

б) “треченто”, охватывающий собой практически весь XIV век и именуемый соответственно либо “продолжение проторенессанса”, либо “продолжением предвозрождения”.

Сам по себе проторенессанс (если рассматривать его в несколько упрощенном виде) выразился в повороте от грубого византизма к утонченному и изящному древнегреческому стилю. При этом следует иметь в виду, что первоначально этот поворот затронул главным образом архитектуру, потом скульптуру и фактически лишь в период “треченто” нашел свое выражение в живописи.

Если же говорить о последней несколько подробнее, то как можно понять из содержания ряда источников, живописи в Италии предшествовала мозаика, которая получила наибольшее распространение еще в XI в. благодаря “пришлым византийским мастерам”. По оценкам специалистов, в период “дученто” в Италии “...отмечаются первые попытки самостоятельного и, следовательно, индивидуального творчества отдельных мастеров (например, Чимабье). В человеческих фигурах, изображаемых художниками “дученто” уже заметны признаки жизни и движения, в одежду вносится некоторое разнообразие... Однако композиция картин еще практически не отличается от первобытного стиля”.

Период “треченто” характеризовался дальнейшим развитием изобразительного искусства Италии и в числе его наиболее прогрессивных центров специалистами указываются Флоренция и Сьена.

Что касается первой, то наиболее значительным мастером флорентийской школы XIV в. специалистами признается Джотто ди Бондоне, расширивший круг задач живописи, отказавшийся от иератической неизменности в области формы и в конечном итоге нашедший свой новый реалистический путь в изобразительном искусстве. Вообще же, стиль и манера Джотто в той или иной мере отразились на творчестве практически всех итальянских художников XIV в. Вместе с тем, в специальной литературе обоснованно указывается на то, что многие современники и ученики Джотто внесли в искусство свою индивидуальность, благодаря чему в период “треченто”, во - первых, живопись перестала идти по пути исключительного подражания предшествующим периодам, а во - вторых, в живописи возникли ряд новых школ различного направления, наиболее выдающимися представителями которых стали Тадео Гадди, Орканья, Лоренцо Монако и т.д. Вместе с тем, рассматриваемая здесь Сьенская школа, выступившая в период “треченто” одним из важнейших центров художественной культуры, стояла в этом перечне несколько особняком (хотя, отдавая должное объективности, нужно признать, что, к примеру, Умбрийская школа была во многом близка Сьенской и отличалась от нее лишь деталями, в частности, большим вниманием художника к колориту и т.п.; в этой связи я полагаю, что Н.А.Дмитриева совершенно справедливо указывает на то, что “...это отчасти проторенессансное, отчасти тотизирующее течение преобладает в XIV столетии в тех итальянских центрах, где прочнее удерживались феодальные нравы. ).

Вообще же, Сьенская школа (получила свое наименование от гор. Сьена (или Сиена) - (Siena) представляет собой обобщающее название творчества различных художников, главным образом живописцев проторенессанса и раннего Итальянского Возрождения, работавших в Сьене. К числу этих художников обычно относят: А.Ванни (1332 - 1414); Дуччо ди Буонинсенья (1255 - 1319); братьев Лоренцетти - Пьетро (1280 - 1348) и Амброджьо (? - 1348); С.Мартини (1283 - 1344); Л.Мемми (1317 - 1356), Сасетта (1392 - 1450), Н.Чиккарелли (?), Бартоло ди Фреди (1333 - 1410) и др.

Считается, что Сьенская школа возникала на стыке двух миров - готического Запада и Византийского Востока, поэтому в творчестве сьенских художников соединились самые характерные черты обоих исторических типов искусства. По оценкам Т.В.Ильиной, “Сьенское искусство не носит того бюргерского характера, какой был во Флоренции. Культура Сьены аристократична, пронизана феодальным мировоззрением, духом церковности. Произведения Сьенской школы нарядны, декоративны, праздничны, но и значительно более архаичны, чем флорентийские, полны готицизмов”.

Последняя точка зрения подтверждается и иными авторами. Как следует из специальной литературы, художники Сьенской школы писали в основном алтарные картины - складни на дереве темперными красками. Причем особенно популярным у них был

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»