Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геология /

Анализ состояния нефтяной промышленности России

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


нефтепродуктов в дальнее зарубежье.

Сокращение платежеспособного спроса потребителей также приводит к затовариванию нефтью всей системы магистральных нефтепроводов и резервуаров, что ставит под угрозу ее управляемость. По оценкам специалистов, при накоплении в системе более 5.8 млн т нефти, как это было в первой половине 1994 г., рациональное регулирование потоков становится невозможным.

Одним из основных лимитирующих факторов, негативно влияющих на развитие экспорта российской нефти морским транспортом, является пропускная способность экспортных трубопроводов и явно недостаточная мощность морских нефтяных терминалов. Оставшиеся у России после распада СССР четыре порта с терминалами — Новороссийск, Туапсе, Находка и Владивосток способны отгрузить не более 40 млн т нефти в год. Еще около 20 млн т российской нефти экспортируется через украинский порт Одесса и латвийский Венте-пиле.

Другой проблемой является транспортировка высоко-сернистой нефти. В бывшем СССР эта нефть перерабатывалась в основном на Кременчугском НПЗ.

Сдерживает развитие нефтяного рынка отсутствие до настоящего времени единой системы взаимных расчетов за изменение качества нефти в процессе транспортировки. Это связано с тем, что основные нефтепроводы имели большие диаметры и предназначались для транспортировки значительных объемов нефти на дальние расстояния, что заведомо предопределяло перекачки нефтей в смеси. По некоторым оценкам, ежегодные, только по ОАО "ЛУКОИЛ", потери от ухудшения потребительских свойств нефти и неэквивалентного перераспределения стоимости нефти между производителями достигают минимум 60-80 млрд руб.

К началу 90-х годов система нефтепродуктообеспече-ния (НПрО) включала в себя 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных автозаправочных станций, систему резервуаров суммарной емкостью порядка 28 миллионов кубометров. Потребительский товарооборот отрасли составлял около 320 млн т нефтепродуктов. Система нефтепродуктообеспечения входила в Госкомнеф-тепродукт и состояла из 52 территориальных управлений. Из общего количества нефтебаз 5.7% составляли перевалочные, 76.4% — железнодорожные, 14.2% — водные и 3.9% — глубинные распределительные нефтебазы. К числу наиболее крупных нефтебаз системы НПрО относятся Астраханская нефтебаза ¹ 3, Архангельская, Туапсинская, Находкинская, Волгоградская, Узбекская, Махачкалинская, Усть-Кутская, Ярославская. Суммарная емкость резервуарного парка каждой из этих нефтебаз превышает 100000 кубометров.

Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80% объема перекачки по трубопроводам.

НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.

— К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами специальным структурным подразделением — службами ГСМ. Служба между федеральными и региональными органами исполнительной власти в части развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК.

гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220 предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели по два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась всеми видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном использовался для внутренних перевозок.

В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на территории склада ГСМ, которые характеризовались годовым объемом расхода топлива от 5 до 20 тыс. т в год.

Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов (220 складов для дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого топлива). Количество резервуаров для жидкого топлива составляло 6.5 тыс. шт. суммарной емкостью более 5 млн кубометров.

Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на автомобильном транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.

Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы НПрО. В этот период единая система Гос-комнефтепродукта РСФСР была реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефте-газ", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт" (всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн куб.м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до 66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.

Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.

Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных условиях их приобретения на НПЗ.

Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и нефтепродуктов

при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные, буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-вспомогательными предприятиями и организациями.

В ведении Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР (Миннефтехимп-ром СССР) находились предприятия по переработке нефти и производству нефтепродуктов, продуктов основного органического синтеза (синтетические спирты, фенол, ацетон, моющие средства и др.), синтетического каучука, предприятия технического углерода и резиноасбестовых изделий, научно-исследовательские и проектные институты и вспомогательные предприятия и организации.

Министерство газовой промышленности (Мингазпром, с 1989 г. государственный концерн "Газпром") объединяло предприятия по добыче газа и газового конденсата, переработке газа, поискам газовых месторождений, бурению газовых скважин, по производству газовой аппаратуры, научно-исследовательские и проектные институты, вспомогательные предприятия и организации.

Главнефтеснаб РСФСР и Главнефтеснабы союзных республик осуществляли планирование, оперативное руководство и развитие объектов системы нефтеснабжения (снабжение нефтепродуктами, экспортные поставки и т.п.).

Нефтяная и газовая промышленность сосредоточены в ряде экономических районов страны. Важнейшие предприятия этих отраслей действуют в Западной Сибири, Урало-По-волжье, на Северном Кавказе и Тимано-Печоре, а также в тех республиках бывшего союзного государства, которые в настоящее время стали суверенными — Украине, Закавказье, Казахстане и Средней Азии. Руководство предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и газовой промышленности в этих районах осуществлялось преимущественно производственно-территориальными объединениями.

Основными звеньями в нефтяной и газовой промышленности являлись геологопоисковая контора, нефтегазодо-бывающее управление, управление буровых работ, нефтеперерабатывающий завод и т.п.

Огромное значение для реализации хозяйственной самостоятельности предприятий имел Закон СССР о государственном предприятии (объединении), который был введен в действие с 1 января 1988 г., по которому они становились во многом самостоятельными и ответственными субъектами экономики.

В конце 80-х годов возникла ситуация, когда односторонняя зависимость отрасли от предприятий машиностроительного комплекса усиливалась, и решать проблемы технического перевооружения и материально-технического снабжения нефтяной промышленности без развития собственной базы машиностроения стало невозможно. В 1999 г. нефтегазовой отрасли были переданы 1 1 машиностроительных заводов Минтяжмаша СССР. На базе

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»