Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Геология /

Живое прошлое земли

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


орнитоподы (птиценогие). И мелкие целурозаввры, и, наверное, крупнейшие наземные хищники всех времен – карнозавры жили до конца мела.

Временем расцвета четвероногих зауропод была юра, уже к середине мела численность их падает: их вытесняет двуногие орнитоподы, широко распространившихся к концу мела. Бывшие нередкими в юре, к середине мела начинают исчезать стегозавры, родственники орнитоподы, снабженные костным гребнем на спине. В позднем мелу к орнитоподам присоединяются рогатые ящеры – носорогие – цератопсы, морда которых была украшена рогами, иногда длиной до 1,5 метров.

Оторваться от земли, взмыть в воздух неоднократно пытались различные животные. У примитивных предков архозавров (текодонтов) иногда тоже развивались летательные перепонки. Но всерьез подняться в воздух, как птицы, удалось только птерозавром. В 1801 году Жорж Кювье уверенно отнес их к пресмыкающимся, выделил в особую группу летающих ящеров и назвал находку птеродактелем или пальцекрылом. Перепонка птерозавров натягиваются между передней лапой и крайним, очень удлиненным, так называемым летательным пальцем. История птерозавров началась к юрскому периоду, и они, хотя немногочисленные и гигантские, дожили до конца мела. Лучшие «летуны» из птерозавров по летным качествам значительно уступали птицам, они в основном парили на воздушных потоках. Жили эти животные преимущественно вдоль морских побережий, питались мелкой рыбой, насекомыми или водным планктоном – мелкими плавающими беспозвоночными. Перо – непременное принадлежность покрова птиц. Эта сложнейшая конструкция, отшлифованная миллионами лет эволюции из простой роговой чешуи, известна только у пернатых. Даже у «крылатых» динозавров (авимимус), наверное, перья были совсем не птичьи. Настоящие птицы, видимо, появились к началу мелового периода. И быстро (с точки зрения палеонтологии) завоевали лучшие места под солнцем. В меловом периоде нам известно около 30 видов птиц, а к началу кайнозоя чуть больше с 100. Но, конечно, в действительности их было много больше. Просто, как и в других группах, знаем-то мы в основном приводных птиц, а в мелу у воды было слишком много динозавров. И все же практически все известные меловые птицы – водные. Это зубатые рыбоядные низшие птицы (гесперорнисы и ихтиорнисы) и настоящие, или высшие птицы – веслоногие, то есть древние представители той группы, к которой сейчас принадлежат пеликаны, фаэтоны, олуши. Находки эти – почти все из позднего мела. Наверное, основная масса тогдашних птиц обитала в лесах (где же еще?), поскольку у воды и на открытых просторах привольно жили динозавры. Только с начала кайнозоя значительно увеличивается число находок, но, к сожалению, проявляется та же закономерность: в основном это остатки приводных форм, реже степных, и совсем уж большой редкостью являются лесные птицы.

От самых первых, триасовых и юрских зверей обнаружены только обломки челюстей и отдельные зубы. В мелу, когда появились эутерии – высшие, настоящие млекопитающие, начали сразу формироваться их будущие основные стволы. Но вся еще было впереди, в кайнозое – все меловые млекопитающие еще одинаково мелкие, очень похожие внешне и по строению друг на друга.

В самом начале кайнозоя уже сформировались почти все основные группы и стали развиваться разными путями эволюции. В нижней третичных месторождениях можно обнаружить остатки уже практически всех групп современных млекопитающих, а, кроме того, много вымерших, не доживших до наших дней. Мир млекопитающих середины третичного периода очень разнообразен. Гибкие, быстрые, смыленные. Вершина пищевой цепи: растения – травоядные – хищники. Непросто добывать живую пищу, и это определило их сложное поведение, современную конструкцию. В самом начале кайнозоя настоящие хищники произошли несколькими стволами от примитивных креодонтов. Несколькими стволами – это значит, что сразу несколько групп креодонтов достигли такого уровня организации, что получили право именоваться настоящими или высшими хищниками. Огромный тигр, питающийся только мясом, и не менее огромный медведь, но всеядный, быстрые собаки и маленькая ласка, даже домашний кот, уничтожавший мышей еще в амбарах древних египтян – все это хищники. Предки собак относятся к одной из древнейших ветвей, им родственники медведи и разнообразнейшая группа куньих. Особняком стоят родственные друг другу гиены и кошачьи. Древние копытные (кондилартры) были некрупными зверьками, по строению близкими к древним насекомым и примитивным хищникам. И видимо, они были всеядными, хотя в питании их преобладали сочные листья и плоды. Но уже в самом начале третичного периода пути потомков кондилартов разошлись, разделились группы парнопалых, непарнопалых и сложный пучок родственных групп, из которых до наших дней дожили, например, слоны и сирены. Самые разнообразные внешний облик и образ жизни у потомков кондилантров, их объединяют лишь растительноядность. Миллионные стада травоядных, когда – то бродили по зеленым просторам, сотни и тысячи их гибли во время разливов и засух, от эпидемий и в болотах. Поэтому коллекции по древним травоядным – самые богатые, иные местонахождения просто набиты костями всевозможных представителей их групп.

Климат четвертичного периода, особенно в Европе, был необычайно суров. Зато стада огромных травоядных привольно чувствовали себя в холодных при ледниковых лесостепях. Только при гигантских размерах можно было успешно добывать из-под снега грубый корм – ветки, сучья, лишайники. В таких условиях первобытным людям было намного труднее, чем в доледниковье, собирать съедобные корешки и плоды. Охота на таких животных требовала коллективизма и понимания друг друга, требовала больших объединений. Так возник один из важнейших факторов, формировавший человека как социальное существо.

Небольшие зверки, предки приматов появились в конце мела и были очень похожи на насекомых. Жили они на деревьях, ловко перебирались с ветки на ветки при помощи цепких лап и хвоста. В начале кайнозоя, около 60 миллиона лет назад, появились первые приматы – полуобезьяны, некоторые из них и стали предками современных обезьян и человека. Первые обезьяны - гоминиды, то есть родственники человека, появились где-то в середине третичного периода. Сам путь формирования обезьян предполагал жизнь в лесу, на деревьях. Что в таком случае может попасть в руки палеонтолога, даже если эти животные жили относительно недавно? Отдельные косточки, зубы. Каждая находка – событие, поворот в наших знаниях.

Самая «человекоподобная», но еще совсем обезьяна,или рамапитек, жила 14 миллионов лет назад в Азии, южной Европе и Северной Африке. Довольно крупная, она хорошо чувствовала себя на земле, передвигаясь еще на четырех ногах. А следующий известный нам этап – австралопитек – почти человек, «переходное звено», более 5 миллиона лет назад появившиеся в Африке и Юго-восточной Азии. И только около 3 миллиона лет назад появляются в летописи Земли остатки примитивных представителей нашего рода – человека. Очень сложным и длительным был путь формирования человека. Любые отклонения, попытки уйти в удобные места обитания для любой группы человекоподобных всегда приводили в тупик. И с каждой находкой все точнее вырисовывается контур этой самой главной ветви филогенетического древа.

5.1. Криптозой.

Под названием «кембрий» рассматривают совместно древние эры геологической истории – архейскую и протерозойскую. Породы, слагающие докембрий, обычно сильно деформированы и метаморфизированы, а в ряде случаев испытали гранитизацию. В связи с глубоким метаморфизмом докембрийских толщу и присутствием в них редких органических остатков, применение методов относительной геохронологии для них (кроме рифея) мало эффективно.

Архейская группа делится на две подгруппы: нижний и верхний архей, протерозойская – на три группы: нижний протерозой, средний протерозой, и верхний протерозой или рифей. Иногда эти части протерозоя рассматривают в качестве самостоятельных групп. Продолжительность архея определяется в 1300 – 1800 миллионов лет, протерозоя – 2100 миллионов лет. Таким образом, на докембрий приходится не менее 85% всей геологической истории Земли. Общей особенностью пород докембрия является значительная степень их метаморфизма и большая насыщенность магматическими образованиями. Архейская группа пород характеризуется наиболее сильным метаморфизмом.

Проторозойская группа внизу по степени метаморфизма и составу пород часто близка к архею. Характерной особенностью древнего докембрия является присутствие в нем своеобразных протогеосинклинальных комплексов пород – джеспилитов, лептитов, магматитов.

Эры иногда объединяют в надэры, или эоны (от латинского аеон – длительный промежуток времени), группы – в надгруппы или эонотемы.

Архейскую и проторозойскую эру объединяют в криптозой (от греческого криптос – скрытый, тайный; время скрытой жизни), а палеозой, мезозой и кайнозой – в эон фанерозой (от греческого фанерос – явный; время явной жизни). В криптозое организмы редки, мелки у них обычно не было скелетных образований. Архейско-проторозойский или криптозойский этап охватывает историю Земли протяженностью 4 миллиарда лет – он продолжался почти в 7 раз дольше фанерозойского. За это время сформировалось все существующие внешние оболочки – литосфера, гидросфера и атмосфера. При расчленение и корреляции метаморфизированных архейско-протерозойских пород в связи с отсутствием или редкостью органических остатков прежде всех широко применяются непалеонтологические методы стратиграфии: 1. Последовательность напластований; 2. Минерало-петраграфический, особенно характер метаморфизма пород; 3. Структурно-тектонический – учитывание взаимоотношений комплексов отложений.

Органическая жизнь известна с архея, но в докембрийских породах она оставлена слишком мало следов, в основном это редкие микроорганизмы.

В итоге протерозойских складчатых систем произошел объединение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»