Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Делопроизводство /

Билеты по документоведению

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


замечательных произведе¬ний германской героической литературы - эпос о «Вальтарии с крепкой рукой" Это глубинное течение в средневековой культуре не слабело.

Росли и расцветали города, развивались ремесла и торговля. Это обостряло потребность в гра-мотных, образованных людях для ведения торго-вой документации, работы в городском самоуправлении, устройства дел в ремесленнических цехах.

В результате возникло совершенно новое явление-городские школы, отличавшиеся от церковных и монастырских и по программе, и по составу учащихся. Здесь занимались выходцы из самых различных слоев общества - рыцари, горожане.

На основе некоторых из этих школ в ХП в. стали формироваться университеты. сыгравшие затем вьдающуюся роль и в истории книги. в xi в. в итальянском городе Салерно открылось первое в Европе высшее медицинское учебное заведение. Старейшими в Западной Европе университетами считаются Болонский (возник в 1119 г и Парижский (официально учрежден в 1200 г.). В начале XIII в. возникли Кембриджский и Оксфордский в Англиии Саламанкский в Испании. В 1400 г. в Европе действовали уже 55 университетов. Хотя преподавание там несло на себе явный отпечаток теологической схоластики, университеты сыграли большую роль в развитии средневековой науки и культуры, и в немалой мере подготовили почву для гуманизма и Возрождения.

Быстрый рост городских школ и университетов, распространение образования пробуждали книжный «голод». Монастырские скриптории уже не могли удовлетворить спрос. Центрами произ¬водства и распространения книг становятся города. Каллиграфа-монаха, переписывавшего книги ради спасения души, сменил переписчик-мирянин, ра¬ботавший на рынок. Этот важный поворот помог Европе в сфере интеллектуальной жизни избавить¬ся от всевластия церкви.

Чтобы выдержать конкуренцию со стороны ми¬рян в производстве книг, церковь в XIII в. организо¬вала монашеские сообщества (clerici de vita com-muni, fratres vitae communis) - как бы промежуточ¬ное звено между монастырским скрипторием и мастерской ремесленника. Тут переписывание книг было поставлено на ремесленную основу, но по идейным целям и образу жизни эти коммуны от¬личались от ремесленных мастерских (477, 872). В них переписывали не всякую книгу, а лишь апро¬бированную церковью.

Значительную роль в переписывании и распро¬странении книг играли университеты. Это и понят¬но: как вести обучение, не имея хорошо отредакти¬рованных, тщательно выверенных учебников, сна¬бженных квалифицированными комментариями, трактатов и прочих учебных пособий? Естест¬венным образом при университетах сложилась раз¬ветвленная система издания и распространения книг. До тех пор груды профессоров и студенчес¬кие конспекты размножались самими студентами или случайными людьми - бродячими монахами и писарями. Неудивительно, что в учебниках от мно¬гократного полуграмотного копирования накапли¬валась масса пропусков и абсурдных ошибок. Пер¬вые уставы, регулировавшие издание и распростра¬нение книг, были обнародованы Болонским уни¬верситетом (1259-1289 и 1334) и парижской Сорбон¬ной (1275 и 1316). Согласно этим документам, подго¬товка, размножение и распространение руко¬писных книг были поручены университетским чи¬новникам -так называемым стационариям (лат. stationarii). Чаще всего по были местные книжные купцы, которым по договору вменялась и функция стационария.

********************************************

КНИГА В АНТИЧНОМ ОБЩЕСТВЕ. Античный мир, в первую очередь греческое и римское госу¬дарственные образования дали культуре чело¬вечества очень многое. В сущности, вся современ¬ная европейская культура выросла на этой почве. В Древней Греции и Древнем Риме процветали нау¬ки: математика, астрономия, медицина, география, история. Принципы римского права легли в основу законодательства многих европейских стран. Памятники греческого и римского искусства и сегод¬ня сохраняют свою непреходящую ценность. К ан¬тичности восходят почти все жанры европейской литературы.

Античность открыла новую страницу также и в истории книги.

Античное общество было гораздо грамотнее, чем общества Древнего Востока. И это вполне естественно: ведь усвоить алфавит легче, нежели сложные логографические системы египетского и шумерского письма. Искусство письма стало почти общедоступным. Изменилось и отношение к нему.

Если на Востоке писцы составляли привилегиро¬ванную касту, то в Древнем Риме их причисляли к ремесленникам, а ряды их пополнялись из низов общества - из числа рабов и вольноотпущенников. Хозяева эксплуатировали не только физическую силу, но и интеллект «говорящего орудия» и были заинтересованы в грамотных и даже высокообразо¬ванных рабах. Тысячи обращенных в рабство гре¬ков служили секретарями, библиотекарями...

Хотя школа была открыта лишь для свободных граждан, она далеко распространяла свет науки, расширяла кругозор общества, пробуждала духов¬ные интересы и потребности. Античная система образования обеспечила книге широкую аудито¬рию и потому сильнее, чем на Древнем Востоке, стимулировала развитие книги.

Первые памятники письменности на территории Греции относятся к эпохе расцвета крито-микенской культуры (XXI-XVI вв. до н. э.). Для них харак¬терно пиктографическое письмо и иероглифы.Бо-лее поздние надписи сделаны уже линейным пись¬мом. Выявлено два его типа, и ученые условно обозначили их А и Б. Тип А не расшифрован, так как пока не удалось идентифицировать язык, соот¬ветствующий надписям, обнаруженным в Кноссе на Крите. К типу Б относятся надписи, найденные в Микенах. Этот тип письма оказался легче для дешифровки, поскольку язык, на котором сделаны надписи, близок к классическому греческому. Дешифровка была произведена М. Вентрисом и Д. Чедвиком (592).

В XVI-XI вв. до н. э. линейное, а несколько позднее силлабическое (слоговое) письмо распространилось по всему эгейскому миру.

Греческое алфавитное письмо возникло в IX-VIII вв. до н. э. на основе финикийского алфавита. Однако, как показывают древнейшие эпиграфичес¬кие памятники (надписи на камнях), уже в МП-MI вв. до н. э. греческий алфавит значительно отдалил¬ся от своего семитического прототипа. Характер¬ное для семитских народов направление письма справа налево было заменено поначалу гак назы¬ваемым «бустрофедоном» («бычьим поворотом»)*, при котором строки поочередно пишутся слева на¬право и справа налево, а с IV в. до н. э. греки окон¬чательно перешли к написанию слева направо.

В V в. до н. э. в их алфавите, как и следовало ожи¬дать, появились гласные.

В различных местностях Греции вследствие ее государственной раздробленности алфавит имел некоторые различия. В 403 г. до н. э. афинский ар¬хонт Евклид законодательно утвердил в качестве государственного ионийский алфавит, который с тех пор и стал широко употребляться.

К VII-VI вв. до н. э. относятся первые записи греческих мифов. Предполагается, что по инициа¬тиве тирана Писистрата (VI в. до н. э.) в Афинах были записаны бессмертные эпические произведе¬ния Гомера «Илиада» и «Одиссея». Появились пер¬вые труды в области философии и науки. Тради¬ционное патриархальное право постепенно вытес¬нялось писаным законодательством. Древнейший из дошедших до нас греческих свитков был состав¬лен в конце IV в. до н. э.

В VIII в. до н. э. на западном берегу Апеннинско¬го полуострова возникла греческая колония Кумы. Она процветала и превратилась в крупный тор¬говый и культурный центр. Отсюда и пришло на Апеннинский полуостров греческое письмо в до¬рическом, западном варианте. Его переняли этрус¬ки, чьи надписи известны с VI1I-VII в. до н. э. До нас дошло более восьми тысяч памятников этрусской письменности, в основном надгробные надписи (169,174). Они с трудом поддаются прочтению, пос¬кольку еще не разгадан сам этрусский язык, полно¬стью исчезнувший в начале новой эры. Известно, однако, что этрусский алфавит включает 19 букв и совершенно идентичен дорическому (греческому) алфавиту. Через этрусков он получил распростра¬нение и у других италийских народов. Древнейшие из известных римских памятников письма на ла¬тинском языке - это надписи на «черном камне Ро-мула» и на «золотой пряжке Пренесты» (их относят к 600 г. до н. э.). В тот архаический период латинс¬кий алфавит состоял из 21 буквы. Впоследствии к ним прибавились еще три.

В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, в том чис¬ле папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт - закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив - скоро¬пись.

До того, как в Грецию попал папирус, там пользо¬вались разнообразными материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок - остракон. На остраконах велась хозяйственная пе¬реписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма и пальмовыми листьями, и, значительно чаще, ли¬повым лубом, на котором писали и в Италии. В частности, одно из значений латинского слова liber (книга) как раз подразумевает луб.

Плиний Старший упоминает среди других пи¬счих материалов plumbea volumina - свинцовые ру¬лоны. На острове Родос был найден такой рулон. Толщина свинцового листа - всего треть миллиметра, так что сворачивался он легко. На свинце за-писывали молитвы и заговоры, опускаемые в моги¬лу вместе с покойным. Самый длинный из из¬вестных нам текстов, записанных на свинце, -эпическая поэма Гесиода «Труды и дни». Как на пальмовом листе, так и на свинце, буквы выводили острым металлическим инструментом. Иногда употребляли и чернила.

Плиний Старший упоминает и libri lintei - льня¬ные книги. Впрочем, на ткани писали уже в Древ¬нем Египте. Например, записывали молитвы на тех бинтах, которыми пеленали мумии.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»