Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Делопроизводство /

Билеты по документоведению

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


мумии. Па холсте вел свой дневник император Аврелиан (270-275 гг. н. э.). Однако ни один из этих материалов не приобрел решающего значения в истории книги.

Главным материалом для письма в античности служили папирус, пергамен и деревянные дощеч¬ки. Дерево использовалось для письма еще египтя¬нами, а греки переняли его о т финикийцев вместе с алфавитом (403, 39). Законы Солона (VI в. до н. э.) были записаны на кипарисовых досках. Немецкое слово buch и английское book свидетельствуют о том, что книги некогда писали на буковых дощеч¬ках. И в Риме дощечки - tabulae, tabellae ceraе -употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» - «Album» - и означа¬ло первоначально: «белая доска») или штукатури¬ли тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение до¬щечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным вос¬ком, по которому процарапывали текст. Нa черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Метал¬лический инструмент для процарапывания назы¬вался стилем - отсюда и современные слова «стиль», «стило». Один конец стиля был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное.

Навощенные дощечки использовались для школьных упражнений, деловых записей, чернови¬ков, писем. Прочитав написанное, можно было лег¬ко его стереть и тут же писать ответное послание. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата прос¬верливали отверстия, и связывали таблички в кни¬гу - кодекс (caudex значит дерево). Кодекс, со¬стоящий из двух дощечек, греки называли diptycha, а римляне duplices; из трех дощечек - triptycha и tri-plices; из большего количества - poliptycha. При со¬ставлении кодекса вощили лишь внутренние сто¬роны крайних дощечек. Получалось что-то вроде современной обложки. Наружные стороны укра¬шали золотыми или костяными инкрустациями, а люди победнее просто выводили свои имена.

С изобретением кодекса книга впервые получи¬ла форму, близкую к нынешней. А когда кодексы стали составлять из пергаменных листов, то и воз¬никла как раз такая книга, какую мы привыкли ви¬деть.

Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус по¬пал в Грецию не ранее VII в. до н. э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные тор¬говые связи. И вплоть до III в. до н. э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоян¬но взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен.

Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные книги. Еще сов¬сем недавно ирокезы в Северной Америке изо¬бражали на коже тотемы и пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «перга¬мен»), но монополию на изготовление этого писче¬го материала ему не удалось удержать надолго.

Греция, а затем Рим и его провинции сами налади¬ли производство пергамена. О технологии его изго¬товления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н. э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура, реже - кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамен выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы раз¬мягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскре¬бали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу от¬беливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел. Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамен обладал мно¬гочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество осталось незамеченным, и пергамен наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу прихо¬дилось забивать целое овечье или козье стадо.

Длительное время папирус и пергамен употре¬блялись параллельно. С III-IV вв. н. э., ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в VIII в., пос¬ле завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу - материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамен.

Как и в Египте, в Европе писали на папирусе и пергамене заостренной камышовой палочкой-ка¬ламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша приво¬зили из Египта и Малой Азии. Античный калам несколько отличался от египетского - его конец был не только заострен, но и расщеплен, чтобы по¬лучался более тонкий след. С IV в. н. э. наряду с ка¬ламом стали пользоваться птичьими перьями (лат. penna avis), и это инструмент на века. В античные времена известны были и металлические перья, -из бронзы, серебра, даже золота. Однако большого распространения они не получили, так как не обла¬дали эластичностью и рвали писчий материал.

Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Получаемая смесь почти не выцветала и лег¬ко смывалась. В IV в. н. э. появились чернила на ос¬нове железистых соединений. Заголовки и другие, подлежавшие выделению, места текста писали красными чернилами (лат. rubrum - ср. современ¬ное слово «рубрика», «красная строка»), и в чер¬нильницах - глиняных или металлических - было соответственно два отделения - для черных и красных чернил. Впрочем, известны тексты, сплошь написанные красными чернилами.

А для самых роскошных книг использовали чер¬нила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами.

В античные времена книга значительно измени¬ла свой внешний вид. Согласно ряду источников, книжные свитки (по египетскому образцу) в Гре¬ции сворачивали уже в V в. до н. э., но сохранились лишь более поздние - IV в. до н. э. В 1902 г. в Египте, в Абукире, на кладбище, подле мумии умершего грека, был найден в форме свитка фрагмент поэмы Тимофея Милетского «Персы» (приблизительно 450-360 г. до н. э.). Этот свиток и является древ¬нейшей из сохранившихся греческих книг. Внеш¬нее его оформление еще очень архаично и прими¬тивно. Окончательно элементы античного свитка сформировались в эллинистическую эпоху - к IV-III вв. до н. э.

Свиток из склеенных листов папируса (обычно не более двадцати) по-гречески назывался tomos (ср. наше «том»), а на латыни - scapus. Если текст не умещался в один том, то подклеивали еще несколько листов. Впрочем, античные свитки не достигали чрезмерной длины и редко превышали 10 метров. Свиток нормального размера в свернутом виде представлял собой цилиндр диаметром 5-6 см, так что держать его в руке было достаточно удобно. Высота свитка обычно составляла 20-30 см. Однако известен свиток высотой 37 см (экземпляр траге¬дий Еврипида). Бывали и миниатюрные издания -например, относящийся ко II в. до н. э. сборник эпи¬грамм на женский пол. Высота этого свитка всего 5 см. Римский государственный деятель и оратор Ци¬церон утверждал, что видел своими глазами текст всех двадцати четырех песен «Илиады», перепи¬санный на столь тонком пергамене, что весь свиток умещался в ореховой скорлупе.

Текст писали столбцами, высота которых зани¬мала от 2/3 до 5/6 высоты свитка.

Заголовок помещался не в начале, а в конце свит¬ка, чтобы предохранить от стирания при частом чтении (ведь в основном изнашивалось начало свитка). Конечно, читателю это было не очень удобно, а потому к свитку прикрепляли еще перга¬менную ленту с сокращенным заголовком (titulus) или же выписывали титул на оборотной стороне свитка.

Оформление папирусного свитка картинно описано поэтом Марциалом в одной из эпиграмм:

Ты подарком кому быть хочешь, книжка?

Добывай покровителя скорее,

Чтобы в черную кухню не попасться

И тунцам не служить сырой оберткой

Иль мешочком для ладана и перца.

Ты к Фавстину спешишь на грудь?

Разумно! Кедрецом умащенная, пойдешь ты

И, с обеих сторон в убранстве пышном,

Закичишься головками цветными;

Всю покроет тебя изящный пурпур,

Загордится червленый заголовок:

Под защитой такой и

Проб не страшен.

(Перевод Ф. А. Петровского)

Свитки из папируса - материала хрупкого и не¬прочного - хранились недолго, в редчайших слу¬чаях и при самом тщательном присмотре около двухсот лет (350,28). Влажность, черви, насекомые - все это быстро губило его. Чтобы продлить жизнь свитка, его смазывали кедровым маслом и держали в пергаменном футляре (paenula или membrana). Богатые библиофилы красили футляры пурпуром и употребляли специальные ящики (scrinium или capsa), в которые складывали по 5-15 свитков. В эпи¬грамме Марциала упомянуты «головки». Нужны они были для того, чтобы удобнее сворачивать и разворачивать свиток. Головку палочки, прикре¬пленной к свитку, украшали изящно вырезанными рожками (cornu) или наконечниками (umbilicus). Богачи заказывали такие украшения из золота или слоновой кости.

Со временем свитки все чаще стали делать из пергамена. Составлялись целые «кожаные» би¬блиотеки. Юридическую и литургическую литера¬туру переписывали чаще всего именно на пергаме¬не, ибо он более, чем папирус, был пригоден для длительного хранения и активного использования.

Историческое значение пергамена заключается в том, что он создал условия для перехода к более удобному типу книги - кодексу, который и является предшественником

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»