Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Делопроизводство /

Билеты по документоведению

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


предшественником современной книги; с употре¬блением пергамена начало развиваться и искусство графического оформления книги.

Впервые о манере сшивать пергаменные листы в тетради упоминает тот же Марциал. Он не назы¬вает эти тетради кодексами: ведь codex - это cau-dex, доска. В тексте Марциала такие тетради наз¬ваны pugillares membrane! - кожаные таблички для письма. На них Марциал и писал свои эпиграммы. Пергаменными тетрадями с текстами произведе¬ний классиков - Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других - пользовались в школах. Ведь кни¬га, с которой школьник работает ежедневно, долж¬на быть прочной. Потребности школы ускорили распространение прочного и удобного пергамен¬ного кодекса (350. 353). Были, разумеется, и другие причины. Чтобы отыскать в свитке нужное место или цитату, приходилось разматывать его цели¬ком. Кодекс был удобнее и к тому же позволял пол¬нее использовать писчий материал - обе стороны листа. На свитке любая дописка на оборотной сто¬роне опять же вынуждала перематывать весь сви¬ток заново.

В общем, преимущества кодекса были оче¬видны, и уже в III в. свитки начинают исчезать из библиотек знати, вытесняемые кодексами. Пример подавши императоры. В 235 г. император Максимин владел великолепно оформленным кодексом с текстом гомеровских поэм. Листы таких рос¬кошных изданий были окрашены в пурпур, а текст написан золотыми или серебряными буквами. Пер¬воначально формат кодекса был умеренным - при¬близительно как современные ин-кварто или даже ин-октаво, а в 111-1V вв. появились гигантские фо¬лианты (лат. folium - лист).

Изготовляли кодекс так: пергамен нарезали оди¬наковыми прямоугольными листами, сгибали их пополам и сшивали в тетрадь по четыре листа (греческое слово tetradion означает четыре). Из та¬ких тетрадей и составляли кодексы. Для предохра¬нения их от внешних воздействий с обеих сторон прикрепляли доски, иногда - куски толстой кожи.

В размещении текста на листах кодекс во всем подражал свитку: заголовок, например, продолжа¬ли по традиции писать в конце книги, хотя это и утратило смысл. Даже в XV в. в первопечатных книгах - так называемых инкунабулах - заголовок помешали на последней странице - в колофоне.

Как же распространяли книги в античном обществе?

В Греции книги часто читали вслух - в узком кру¬гу сотрапезников (симпосион) или в торжест¬венных случаях, перед широкой аудиторией, при большом стечении народа. Философ Эмпедокл и историк Геродот выступали с чтением своих произ¬ведений на Олимпийских играх 456 г. до н. э. Этот обычай был распространен во всем античном мире.

Кто хотел иметь собственную книгу, вынужден был заказывать ее список - так первые библио¬филы составляли свои коллекции. Но растушую общественную потребность в книге могла удовлет¬ворить лишь книжная торговля.

********************************************

ЕГИПЕТ И МЕЖДУРЕЧЬЕ. Как и первые си¬стемы письма, первые книги появились и Шумере, Египте, Kитае, Индии - там, где сформировались древнейшие рабовладельческие государства. Сложное государственное и хозяйственное дело-производство могло четко функционировать лишь при наличии точной отчетности и упорядоченной письменной документации. Другим, не менее важным стимулом возникновения письма в деспо-тиях Древнего Востока были потребности идеоло-гического порядка. Письмо нужно было для про славления и увековечивания подвигов «божест-венных» владык, для обоснования «божествен-ной " природы их власти.

Цели, для которых использовались письмен-ность, влияли и на ее внешний вид. В Древнем Египте надписи, повествующие о богах и их земных наместниках-фараонах, высекали на камне торжественным и художественным по форме ие-роглифическим письмом. Эта традиция сохранилась вплоть до эпохи упадка (около VII-VI вв. до н. э.), когда иероглифов уже не понимали даже жрецы. Как книжное письмо на свитках папируса для хозяйственных записей использовалось иера¬тическое письмо, а с VI в. до н. э. его в этой области заменило демотическое письмо.

Широкое распространение письма в админи¬стративном и хозяйственном аппарате требовало большого числа грамотных людей. Поэтому в госу¬дарствах Древнего Востока грамотность не была абсолютной монополией высших слоев общества. Естественно, впрочем, что в первую очередь грамотными были жрецы и писцы. Подавляющая часть чиновничества состояла из представителей аристократии, но в некоторых случаях чиновника¬ми могли стать и представители других слоев, ис¬ключая, разумеется, рабов. Грамотность ценилась. Поэтому жрецы и писцы не были заинтересованы в том, чтобы сделать ее общедоступной. Искусство письма и чтения было окутано покровом сакраль¬ной таинственности и представлялось как дар бога мудрости Тота. Египтянин мог постичь эту божест¬венную премудрость лишь путем долгого и упор¬ного обучения. В эпоху Раннего царства школы существовали в Египте, по-видимому, лишь при дворе фараонов. Впоследствии стали создавать их и при государственных учреждениях (например, при казначействе), а также при храмах.

i Будущего писца начинали обучать с пяти лет. Полный курс занимал двенадцать лет. Дети знатных родителей, еще не закончив курса, уже по¬лучали определенный должностной ранг, хотя соответствующих обязанностей, разумеется, не выполняли. По окончании школы они, как прави¬ло, оставались чиновниками того учреждения, при котором обучались], и должны были уметь свобод¬но читать и правильно, красиво выводить не только общеупотребительные в делопроизводстве иера¬тические и демотические знаки, но и гораздо более сложные по рисунку иероглифы. Сначала обучение велось на черепках и деревянных табличках, и лишь затем ученикам доверяли более дорогой ма¬териал - папирус.

I В государствах древней Месопотамии училища обычно создавались при храмах. Причем учились там не только мальчики, но и девочки - по всей ви¬димости, в отдельных классах. Об этом не сохрани¬лось ясных свидетельств, но трудно иначе обьяснить, откуда взялось в Месопотамии значительное количество женщин-писцов (факт совершенно не¬возможный, например, в Египте) (430, 663). Учите¬лями в школах Междуречья были жрецы; кстати, в клинописи понятиям «жрец» и «писец» соответст¬вует один и тот же знак (84,6-7). Овладение сотня¬ми клинописных знаков, многие из которых имели по нескольку значений, требовало огромных уси¬лий.

Хотя в Месопотамии, как и в Египте, школа в ос¬новном готовила чиновников и жрецов для рабо¬владельческого государства, ее общая культурная и историческая роль была значительно большей. Одновременно она готовила и первых создателей и читателей книг.

Поистине всемирно исторической заслугой культуры Древнего Востока было то. что она пода¬рила человечеству первые книги. Конечно, по мате¬риалу, из которого они были изготовлены, и оформ¬лению они ничем не напоминают привычную нам современную книгу, так что назвать их книгами можно лишь условно. Первые памятники письмен¬ности были высечены на крутых скалах или на об¬тесанных каменных монументах. Такой способ за-печатления и увековечения мысли возник еще в доисторические времена, но сохранялся он долго, даже в ту пору, когда уже были изобретены другие материалы для письма, гораздо более удобные, чем камень.

Свод законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 г. до н. э.), включающий 282 статьи, был высечен на черных базальтовых столбах (стелах), воздвигнутых во всех городах его могущественно¬го государства. По приказу «царя царей» - персидс¬кого владыки Дария I (521-486 г. до н. э.) на непри¬ступной скале Бехистун, на высоте 115 м. была выбита гигантская надпись из тысячи строк, вос¬хваляющая подвиги персидских царей и самого Да¬рия. Эта надпись, сделанная на трех языках - пер¬сидском, эламитском и вавилонском, - помогла ученым Г. Ф. Гротефенду (1775-1853) и Г. Роулинсо-ну (1810-1895) в расшифровке клинописи. На терри¬ториях, где некогда процветали государства Древ¬него Востока, сохранились сотни подобных «ка¬менных книг», «написанных» на обелисках и захо¬ронениях, на стенах храмов и царских дворцов в честь богов и фараонов. Подобные памятники письменности получили название эпиграфических. Внимательное их изучение и расшифровка позволили узнать много нового, исправить ряд наивных догадок, решить немало проблем древней истории.

Однако в истории культуры и письменности «ка¬менные книги» все же не занимают столь важного места, как книги настоящие, появившиеся впервые 5-6 тысяч лет назад. Какими же были они? Как вы¬глядели, кем и для кого были написаны, о чем повествовали? Какую социальную и культурную роль играли?

Внешний вид книги, как и любой другой вещи, зависит прежде всего от материала, из которого она изготовляется. В Египте в эпоху Раннего Царства для письма использовались и камень, и дерево, и кожа, и полотно, и даже черепки. Однако главным материалом служил папирус.

С незапамятных времен бытовало в Египте из¬речение: «Египет - подарок Нила». А среди даров великой реки особое место занимал папирус. Бере¬га Нила были густо покрыты этим тростниковым растением трехметровой высоты. Местные жители называли его «па-пиур» («из реки»). Процесс изготовления писчего материала из папируса подроб¬но описан римским ученым Плинием Старшим в его «Естественной истории». Стебель папируса (зачастую толщиной в руку) ножом или иглой наре¬зали вдоль широкими полосками и укладывали на смоченную илистой нильской водой наклонную доску. Вода стекала а липкий ил (иногда его заме¬няли специальным клеем) скреплял полоски меж¬ду собой. Затем накладывали поперек еще один та¬кой же ряд полосок, чтобы они плотнее прилегали одна к другой, их сильно отбивали молотком. В конце концов получалось нечто вроде ткани из ра¬сположенных крест-накрест волокон. Непросо¬хшие папирусные листы прессовали, разглаживали раковиной или слоновым бивнем и выносили на солнце для просушки. Это и была «бумага» древ¬них египтян, только желтоватого

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»